Выводы и рекомендации

Выводы и рекомендации


Планирование маршрута и подготовка к походу

При разработке маршрута основной идеей было посещение малопосещаемого района с целью сбора информации о местности и выработке возможных рекомендаций группам, направляющимся в этот горный узел.
Основной трудностью был поиск информации по району – за три месяца до путешествия было начато активное общение с киргизскими турфирмами. Спектр ответов начинался от «Дороги там нет, не было и не будет, но если хотите туда ехать, без нашего гида вам не обойтись» до «Дорога там есть, но последний раз грейдер чистил ее в 1980-м году и сейчас от нее ничего не осталось»... Таким образом, оставалось полагаться лишь на карту и собственные возможности.

Используя тот факт, что в долину Ак-Сай можно попасть как с юго-востока, так и с северо-запада, вполне логичным является построение продолжительного маршрута, включающего этот участок, как составную часть.
Кроме основной дороги, в ущелье есть несколько грунтовок, пересекающих прилегающие долины хребта Кок-Шаал-Тау. Они также могут представлять интерес при планировании путешествия – имеется возможность посетить верховья притоков Кызыл-Су, Терек, а также высокогорное озеро Кель-Суу.

Перевалы и долины района находятся на высоте от 2500 до 4000 метров, поэтому нужно предусматривать возможные осложнения в результате горной болезни. Тем не менее, грамотная комплектация медицинской аптечки и поэтапная акклиматизация скорее всего полностью исключат серьезные последствия пребывания на этих высотах.
Аварийный выход с маршрута возможен на участках трассы Балыкчи-Нарын-Торугарт, где движение достаточно интенсивно (десятки и более попутных машин в сутки). В самом Ак-Сае и Чатыркольской котловине машину можно прождать до нескольких суток, хотя можно рассчитывать на помощь чабанов или пограничников.

К снаряжению особых требований не предъявляется – достаточно, чтобы палатка выдерживала порывы ветра до 10 м/c и длительные осадки, а спальник позволял комфортно ночевать при наружней температуре до –10 гр. Ввиду большого числа бродов рекомендуется иметь запасную обувь и достаточное количество носков. Велосипеды здесь пройдут любые – так на этом маршруте «гибрид» показал себя не хуже горного.
Конечно, необходимы такие предметы, как солнцезащитная мазь и очки, шерстяные шапочка и перчатки (не помешают даже днем).
Леса или отсутствуют совсем или удалены и труднодоступны для установки палаток. Поэтому горючего для примуса должно быть достаточно на 4-5 дней – нужно иметь ввиду, что бензин есть только в Нарыне и в поселке Ат-Баши. Экран из фольги или стеклоткань существенно ускорят процесс приготовления пищи, так как ветер в ущельях практически не стихает.

Места для биваков можно найти практически везде, но для комфортной ночевки рекомендуем «начинать искать» место для палаток за час-полтора до захода солнца. Иначе можно всю ночь мять бока о камни или ставить палатку в заболоченной низменности.


Заезд и выезд из района.

Район хребта Ат-Баши достаточно удален от обласного центра – г. Нарын и, тем более, от Бишкека. Чтобы попасть в долину реки Ак-Сай из Бишкека, нужно преодолеть 4 перевала с высотами от 2500 до 3800 метров.

Возможные варианты заезда сюда от побережья оз. Иссык-Куль следующие:
1. г. Балыкчи – пер. Долон – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – пер. Акбеит – пер. Туз-Бель
2. г. Балыкчи – пер. Долон – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – аил Ак-Муз – пер. Кынды
3. аил Тосор – пер. Тосор – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – аил Ак-Муз – пер. Кынды
4. аил Тосор – пер. Тосор – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – пер. Таш-Рабат

До самого Иссык-Куля удобно добираться на поезде «Бишкек-Балыкчи»,
который ходит раз в сутки. Но останавливаться в Балыкчи не стоит ни под каким предлогом. Гостиницы в городе фактически нет, а нестихающий тут ветер и удаленность берега полностью лишают смысла ваше нахождение в этом месте. Уехать из Балыкчи можно на рейсовом автобусе от заброшенного здания автовокзала на юго-западе города. Кроме автобусов тут популярны маршрутки или, как их здесь называют, «бусики». На «частниках» имеет смысл ехать лишь в том случае, когда остальной транспорт уже отсутствует – после пяти-шести часов вечера. Водители частных такси обычно заламывают цену в два-три раза большую той, за которую согласятся везти после торга. Так, в Нарын мы уехали за 1000 сом (это около 25 USD), хотя первоначальная цена составляла 2500 сом.

В Бишкек легко добраться как поездом, так и самолетом, причем цены на последний часто ненамного дороже железнодорожного билета. Так, в декабре 2003 г. Авиабилет «Москва-Бишкек» стоил 120 USD, а плацкартный ж.д. – 80. Сезонные колебания цен – обычная практика и к лету самолет уже обойдется в 150-190 USD в один конец. Как повезет.


Необходимые документы

Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Но по приезду в течение трех дней необходимо зарегистрироваться. По прошествии этого срока без регистрации встреча с первым же милиционером грозит неприятностями. Максимальная концентрация милиции – автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых документов не защищает от домогательств «служителей порядка». В других населенных пунктах республики встреча с милиционерами – скорее исключение, чем правило.
Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины, лежащие южнее хребтов Ат-Баши и Борколдой, необходим пропуск. Выписывает его МВД и, в зависимости от формы документа, в нем может потребоваться дополнительная отметка погранотряда, в распоряжении которого попадает территория похода
Мы получали регистрационные талоны и пропуска в фирме «Альп Тур Иссык Куль»:
61-1, Кирпичный завод, Каракол, 722360, Киргизия.
тел: (996 3922) 20548 факс: (996 3922) 50163
e-mail: khanin@infotel.kg e-mail: khanin2003@mail.ru
web: http://www.mountain.ru/advertising/Issik_Kul/


В Бишкеке можно порекомендовать фирму «Горы Азии»:
1А, ул. Линейная, 720021, Бишкек, Киргизия
тел.: (996 312) 690235; (996 312) 690234 факс.: (996 312) 690236
e-mail: aljona@mail.elcat.kg
www.asiamountains.co.uk
www.asiamountains.free.fr

На различного рода проверяющих в аэропорту, границе, дорогах и т.п. огромное впечатление оказывают различного вида «важные бумаги с печатями» примерно следующего содержания:
«Группа спортсменов в составе (...) проходит трансреспубликанский маршрут 15-й категории сложности, целью которого является поиск и изучение древних кочевых стоянок Тоголока Молдо, посвященные его 374-летию со дня написания этнологического опуса Манас.... (и.т.п.) В целях дальнейшего укрепления международных связей между народами наших стран просим оказывать всевозможное содействие экспедиции... »
Запастись такой «бумагой» весьма желательно, тем более, что никаких обязательств на визирующий орган она не накладывает.


Деньги и питание

Национальная валюта киргизии – сом. На период нашего путешествия (август 2003г.) один доллар США продавался за 40 сомов. Поменять деньги можно только в городах (Бишкек, Балыкчи, Каракол, Нарын).
Цены на продукты и питание невелики. В придорожном «кафе» (вагончик или юрта) можно сытно пообедать за 25-40 сом. Чем дальше от цивилизации, тем «кафушки» встречаются реже, но и цены падают буквально в несколько раз. Например, порция «Ашлян-Фу» (рисовая вермишель с приправами, мясом, уксусом и овощами) в Чолпон-Ате стоила 35 сом, а в пригороде Каракола – 7 сом.
Кое-что из питания можно купить и в крупных поселках. Качественные и сублимированные продукты не встретишь, но крупы, рис и конфеты не являются редкостью. Местное население на далеких пастбищах весьма гостеприимно и незнакомый чабан готов прирезать в вашу честь молодого барашка. Поэтому, чтобы не чувствовать себя не в своей тарелке, стоит иметь некоторый излишек гостинцев – конфет, шоколада.

>>>Дневник путешествия

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos| E-Mail ]