Выводы
и рекомендации
Планирование маршрута и подготовка к походу
При разработке маршрута основной идеей было посещение малопосещаемого
района с целью сбора информации о местности и выработке возможных рекомендаций
группам, направляющимся в этот горный узел.
Основной трудностью был поиск информации по району – за три месяца до
путешествия было начато активное общение с киргизскими турфирмами. Спектр
ответов начинался от «Дороги там нет, не было и не будет, но если хотите
туда ехать, без нашего гида вам не обойтись» до «Дорога там есть, но последний
раз грейдер чистил ее в 1980-м году и сейчас от нее ничего не осталось»...
Таким образом, оставалось полагаться лишь на карту и собственные возможности.
Используя тот факт, что в долину Ак-Сай можно попасть как с юго-востока,
так и с северо-запада, вполне логичным является построение продолжительного
маршрута, включающего этот участок, как составную часть.
Кроме основной дороги, в ущелье есть несколько грунтовок, пересекающих
прилегающие долины хребта Кок-Шаал-Тау. Они также могут представлять интерес
при планировании путешествия – имеется возможность посетить верховья притоков
Кызыл-Су, Терек, а также высокогорное озеро Кель-Суу.
Перевалы и долины района находятся на высоте от 2500 до 4000 метров,
поэтому нужно предусматривать возможные осложнения в результате горной
болезни. Тем не менее, грамотная комплектация медицинской аптечки и поэтапная
акклиматизация скорее всего полностью исключат серьезные последствия пребывания
на этих высотах.
Аварийный выход с маршрута возможен на участках трассы Балыкчи-Нарын-Торугарт,
где движение достаточно интенсивно (десятки и более попутных машин в сутки).
В самом Ак-Сае и Чатыркольской котловине машину можно прождать до нескольких
суток, хотя можно рассчитывать на помощь чабанов или пограничников.
К снаряжению особых требований не предъявляется – достаточно, чтобы
палатка выдерживала порывы ветра до 10 м/c и длительные осадки, а спальник
позволял комфортно ночевать при наружней температуре до –10 гр. Ввиду
большого числа бродов рекомендуется иметь запасную обувь и достаточное
количество носков. Велосипеды здесь пройдут любые – так на этом маршруте
«гибрид» показал себя не хуже горного.
Конечно, необходимы такие предметы, как солнцезащитная мазь и очки, шерстяные
шапочка и перчатки (не помешают даже днем).
Леса или отсутствуют совсем или удалены и труднодоступны для установки
палаток. Поэтому горючего для примуса должно быть достаточно на 4-5 дней
– нужно иметь ввиду, что бензин есть только в Нарыне и в поселке Ат-Баши.
Экран из фольги или стеклоткань существенно ускорят процесс приготовления
пищи, так как ветер в ущельях практически не стихает.
Места для биваков можно найти практически везде, но для комфортной ночевки
рекомендуем «начинать искать» место для палаток за час-полтора до захода
солнца. Иначе можно всю ночь мять бока о камни или ставить палатку в заболоченной
низменности.
Заезд и выезд из района.
Район хребта Ат-Баши достаточно удален от обласного центра – г. Нарын
и, тем более, от Бишкека. Чтобы попасть в долину реки Ак-Сай из Бишкека,
нужно преодолеть 4 перевала с высотами от 2500 до 3800 метров.
Возможные варианты заезда сюда от побережья оз. Иссык-Куль следующие:
1. г. Балыкчи – пер. Долон – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – пер. Акбеит
– пер. Туз-Бель
2. г. Балыкчи – пер. Долон – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – аил Ак-Муз –
пер. Кынды
3. аил Тосор – пер. Тосор – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – аил Ак-Муз –
пер. Кынды
4. аил Тосор – пер. Тосор – г. Нарын – пер. Кызыл-Бель – пер. Таш-Рабат
До самого Иссык-Куля удобно добираться на поезде «Бишкек-Балыкчи»,
который ходит раз в сутки. Но останавливаться в Балыкчи не стоит ни под
каким предлогом. Гостиницы в городе фактически нет, а нестихающий тут
ветер и удаленность берега полностью лишают смысла ваше нахождение в этом
месте. Уехать из Балыкчи можно на рейсовом автобусе от заброшенного здания
автовокзала на юго-западе города. Кроме автобусов тут популярны маршрутки
или, как их здесь называют, «бусики». На «частниках» имеет смысл ехать
лишь в том случае, когда остальной транспорт уже отсутствует – после пяти-шести
часов вечера. Водители частных такси обычно заламывают цену в два-три
раза большую той, за которую согласятся везти после торга. Так, в Нарын
мы уехали за 1000 сом (это около 25 USD), хотя первоначальная цена составляла
2500 сом.
В Бишкек легко добраться как поездом, так и самолетом, причем цены на
последний часто ненамного дороже железнодорожного билета. Так, в декабре
2003 г. Авиабилет «Москва-Бишкек» стоил 120 USD, а плацкартный ж.д. –
80. Сезонные колебания цен – обычная практика и к лету самолет уже обойдется
в 150-190 USD в один конец. Как повезет.
Необходимые документы
Гражданам СНГ не нужна виза для посещения Киргизии. Но по приезду в течение
трех дней необходимо зарегистрироваться. По прошествии этого срока без
регистрации встреча с первым же милиционером грозит неприятностями. Максимальная
концентрация милиции – автовокзал в Бишкеке. Тут и наличие необходимых
документов не защищает от домогательств «служителей порядка». В других
населенных пунктах республики встреча с милиционерами – скорее исключение,
чем правило.
Для посещения приграничных зон Кыргызстана, а таковыми и являются долины,
лежащие южнее хребтов Ат-Баши и Борколдой, необходим пропуск. Выписывает
его МВД и, в зависимости от формы документа, в нем может потребоваться
дополнительная отметка погранотряда, в распоряжении которого попадает
территория похода
Мы получали регистрационные талоны и пропуска в фирме «Альп Тур Иссык
Куль»:
61-1, Кирпичный завод, Каракол, 722360, Киргизия.
тел: (996 3922) 20548 факс: (996 3922) 50163
e-mail: khanin@infotel.kg e-mail: khanin2003@mail.ru
web: http://www.mountain.ru/advertising/Issik_Kul/
В Бишкеке можно порекомендовать фирму «Горы Азии»:
1А, ул. Линейная, 720021, Бишкек, Киргизия
тел.: (996 312) 690235; (996 312) 690234 факс.: (996 312) 690236
e-mail: aljona@mail.elcat.kg
www.asiamountains.co.uk
www.asiamountains.free.fr
На различного рода проверяющих в аэропорту, границе, дорогах и т.п.
огромное впечатление оказывают различного вида «важные бумаги с печатями»
примерно следующего содержания:
«Группа спортсменов в составе (...) проходит трансреспубликанский маршрут
15-й категории сложности, целью которого является поиск и изучение древних
кочевых стоянок Тоголока Молдо, посвященные его 374-летию со дня написания
этнологического опуса Манас.... (и.т.п.) В целях дальнейшего укрепления
международных связей между народами наших стран просим оказывать всевозможное
содействие экспедиции... »
Запастись такой «бумагой» весьма желательно, тем более, что никаких обязательств
на визирующий орган она не накладывает.
Деньги и питание
Национальная валюта киргизии – сом. На период нашего путешествия (август
2003г.) один доллар США продавался за 40 сомов. Поменять деньги можно
только в городах (Бишкек, Балыкчи, Каракол, Нарын).
Цены на продукты и питание невелики. В придорожном «кафе» (вагончик или
юрта) можно сытно пообедать за 25-40 сом. Чем дальше от цивилизации, тем
«кафушки» встречаются реже, но и цены падают буквально в несколько раз.
Например, порция «Ашлян-Фу» (рисовая вермишель с приправами, мясом, уксусом
и овощами) в Чолпон-Ате стоила 35 сом, а в пригороде Каракола – 7 сом.
Кое-что из питания можно купить и в крупных поселках. Качественные и сублимированные
продукты не встретишь, но крупы, рис и конфеты не являются редкостью.
Местное население на далеких пастбищах весьма гостеприимно и незнакомый
чабан готов прирезать в вашу честь молодого барашка. Поэтому, чтобы не
чувствовать себя не в своей тарелке, стоит иметь некоторый излишек гостинцев
– конфет, шоколада.
>>>Дневник путешествия
|