Общие сведения о маршруте

Общая протяженность маршрута: 1200км
Интегральный набор высоты: 10800м
Средняя высота маршрута: 1700м
Количество перевалов: 8
Соотношение грунт/асфальт: 700км/500км
Требуемое время прохождения: 12-14 дней

 

Нитка маршрута:
г. Алма-Ата – пер. Озерный – долина р. Чон-Кемин – пер. Кок-Ойрык –
г. Чолпон-Ата – г. Балыкчи – южное побережье оз. Иссык-Куль –
пер. Кескен-Бель – урочище Жуку - г. Каракол – долина р. Жергалан –
пер. Бошары – долина р. Тюп – пер. Каркара – г. Кеген – п. Болексаз –
п. Жаланаш – п. Жанаталап – долина Жаланаш – Согетинская долина –
п. Кокпек – Бартогайское водохранилище – урочище Асы –
ущелье Киши-Тургень – ущелье Тургень – г. Иссык.


Мотивация

Планы обогнуть Иссык-Куль по его южному берегу, вернувшись в Алма-Ату «горными тропами», мы начали строить уже давно, но только весной удалось окончательно определиться с маршрутом, снаряжением и необходимыми документами. С ниткой маршрута особых вопросов не возникло – выбранный район, достаточно популярен среди велотуристов, о чем свидетельствовал хотя бы тот факт, что чуть ли не параллельно с нами в Иссык-Кульскую область отправились еще две группы из Москвы. Таким образом, во избежание получения штампа типа «маршрут №154», пришлось основательно изучить прилегающие районы, вооружившись кипой карт и описаний.

Относительно выбора периода путешествия была ясность – вторая половина июля – конец августа наиболее подходящее время для преодоления перевалов и сезон с наименьшим количеством осадков. Нельзя, конечно, рассчитывать на сухую погоду на все дни пути, если поход продлится недели две и более, но на большую часть погожих дней – запросто.

Поскольку выбранный маршрут проходит сразу через два государства – Казахстан и Киргизию, еще за месяц до отъезда я пытаюсь выяснить правовые вопросы пребывания иностранцев в этих странах. В законе Киргизии об иностранцах я нахожу пункт, в котором четко говорится об отсутствии необходимости регистрации для иностранных граждан, совершающих туры по стране. Что ж, вооружившись подтверждающей этот факт распечаткой и, кроме того, маршрутным листом от питерской «Федерации путешественников», решаем на это и положиться в случае споров с местными властями. На всякий случай Денис наносит визит в посольство Киргизии, где миловидная девушка Айнур, заместитель консула, также говорит, что регистрация для нас по месту пребывания не понадобится, так как не будет и самого такого места, а вот наличие какой-либо официальной бумаги с печатью не повредит. Таковую нам готовы выдать и в посольстве, но сия услуга платная и мы решаем уповать только на питерскую "маршрутку".

С Казахстаном ситуация не такая определенная и даже мои многочисленные звонки в различные инстанции Алма-Аты так ничего и не проясняют. Видимо за регистрацией там придется "поохотиться".
Первый день отпуска и мы собираем вещи, набиваем рюкзаки и разбираем велосипеды. Заниматься запихиванием двухколесного друга в чехол на вокзале не хочется, поэтому делаем это заблаговременно и аккуратно. Перевозка велосипеда в поезде – процесс, регламентированный "Правилами Перевозки Пассажиров" и требующий обязательного чехления груза, поэтому заранее пошиты объемные велосумки, для чего весьма кстати оказался материал типа "Авизент". Наконец все сложено, рюкзаки норовят запрыгнуть на спины, положив на плечи свои мягкие лапы. И мы неторопливо пробираемся через людские потоки к Курскому вокзалу.
Плацкартный вагон до Петропавловска(Северный Казахстан) выбран из соображений дешевизны и простора – с таким негабаритным грузом, как у нас, здесь гораздо удобнее, нежели в тесном купе. Ничего особенно интересного в пути не происходит и через сутки с половиной мы уже слоняемся по неприметному североказахстанскому городку в ожидании поезда до Алма-Аты. Коллизии тарифной политики Управления Пассажирскими Перевозками позволяют нам с пересадкой добраться до Алма-Аты в два раза дешевле против варианта поездки на прямом 8-м поезде. Едем в 9-м купейном вагоне. По соседству с нашим купе начальник поезда, а с потолка струится прохладный воздух из кондиционера, весьма располагающий к рассматриванию проплывающих за окном степных пейзажей. Так мы едем еще полтора суток и рано утром, не выспавшись толком из-за смены часовых поясов, выгружаемся на вокзал Алма-Ата-2. Еще не встало солнце и это самое приятное время – не теряя его, собираем велосипеды и потихоньку едем вверх…
Ориентироваться в Алма-Ате просто – все улицы идут перпендикулярно друг к другу, с ощутимым уклоном на север. Благодаря такой "ортогональной" структуре не заблудиться тут даже в темноте. Нам от вокзала – вверх и направо.

Фактически целый день ушел на то, чтобы "сделать" регистрацию в Алма-Ате. Мы будем возвращаться отсюда, а нравы местных служителей порядка не оставляют забывчивому иностранцу шансов на спасение – придирчивые московские милиционеры кажутся просто душками в сравнении с казахстанскими полицейскими. Если в Москве с Вас возьмут за отсутствие заветного листочка сто-двести рублей, то здесь - в двадцать-тридцать раз больше. Регистрационный пункт расположен прямо на вокзале, однако, чтобы получить регистрацию, нужны ксерокопии документов владельца квартиры, согласившегося приютить вас. Квиточек из гостиницы тоже является аргументом, но такой путь может оказаться заметно дороже. Сперва мы предприняли смелую попытку зарегистрироваться без этой атрибутики, представив лишь маршрутный листок и билеты, после чего были посланы ..нет, не туда, а в Управление Миграционной Полиции по Алма-Атинской области. Последнее расположено На одой из центральных улиц, Карасай-Батыра, 109. Однако там нас огорчили – сначала подпитого вида сотрудник долго чесал затылок, потом сказал что-то про неприемный день и возможность визита через день. Перспектива прошляться по городу еще двое суток с весьма туманными перспективами вынудила пойти по пути с наименьшим числом препятствий – зарегистрироваться на месяц у друзей. Пошлина составила 800 тенге, это около 160 рублей – в Москве регистрация иногороднего в четыре раза дороже.

О деньгах – на время нашего нахождения в Казахстане национальная валюта тенге соотносилась к американскому доллару, как 150 к 1. Киргизская валюта носит название сом, в обменниках доллар покупают за 48-50 сомов.

>>>Дневник путешествия


[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos | E-Mail ]