А уезжай!
…Неторопливо прорываясь сквозь пробки, ставшие в последние
годы привычным явлением в Алма-Ате, большая красная «Сузуки» везет нас
в аэропорт. «Ауежай» - ироническим напутствием над зданием вокзала светятся
большие красные буквы, в переводе с казахского означающие «аэропорт».
И началось! Девушка на регистрационной стойке затевает какую-то странную
перекладку наших рюкзаков и велосипедов на весах, результат которой явно
не в нашу пользу. Приходится возмущаться, настаивать, смотреть в глаза,
но на 30 зеленых мы все-таки разоряемся. И толку с того, что я уложил
тяжеленный ремнабор в маленький рюкзачок за спиной – только потеряли время
на предполетном контроле (еще бы, столько замысловатых железюк высветила
чудо-машина). Ну да ладно, в итоге запасная втулка, съемник каретки, цепи,
ключи и прочие предметы, угрожающие авиационной безопасности, успешно
пронесены через вражеский заслон! Но враг видимо не дремал и во время
проверки угнал аэродромный автобус. Автобус, на котором мы должны были
подъехать к самолету, понесущему нас над высокими памирскими хребтами
и дождевыми облаками, окутавшими город. Ууу!…
- А вы куда? – спросила скучающая девушка-пограничник у выхода на перрон.
- В Душанбе! – такого поворота событий мы не ожидали.
- Разве ваш самолет еще не улетел? – жмет кнопку на рации пограничница,
выясняя что там с нашим рейсом… - Что? Двух пассажиров не потеряли? Да?
На чем подвезти? На VIPе?...
Ха! Небольшая заминка компенсируется доставкой наших тел к лайнеру на
VIP-микроавтобусе. Самолет, правда, совсем не VIP – маленькая 134-я «тушка»,
которую после взлета начинает нещадно трясти на воздушных ямах. Да и памирских
хребтов мы так и не увидели – только темные ночные облака и поблескивающие
разряды молний под нами.
Пока за иллюминатором сверкали молнии, стюардессы разнесли пассажирам
забавные коробки с изображением самолета Таджикских авиалиний, летящего
«вверх ногами» над горными вершинами. В коробке обнаружились: булка сухая,
яйцо куриное тухлое, джем фруктовый, салат овощной. Остаток полета был
проведен за неторопливым пережевыванием булки и гаданием – не повторит
ли наш супер-самолет судьбу того, что изображен на продуктовой коробке.
Душанбе встречает нас душной и липкой темнотой, накинувшимся на город
мелким дождиком и странными стихийными носильщиками, осуществляющими захват
тележек для багажа. Хех! Международный аэропорт!
Как всегда, больше ожидали наши вещи, сданные в багаж, чем проходили границы
и таможни. Пограничникам, похоже, вообще на все было наплевать (Дмитрий,
прилетевший двумя днями позже, даже остался без миграционной карточки,
обязательной к заполнению при въезде. Пришлось разориться на 10 сомони,
чтобы заполучить сей мандат через плеяду ушлых посредников). Таможенники…
два кислых таможенника разве в состоянии удержать возбужденную толпу сородичей,
жаждущих встречи с родной землей?!
Вот он – Таджикистан, куда нас вынес людской поток. Мы стоим на пятачке
перед «Толори Пешвозгирии Мусофирон» (это что-то типа «прилет» по нашему),
где среди высоких чинар снуют таксисты, предлагающие ехать… куда же нам
теперь ехать – загадка.
- Куда ехать? – так начался наш диалог с одним из таксистов… А закончился
тем, что мы приехали к нему домой и расположились в просторной однокомнатной
пристройке его дома, заодно решив что это и будет наша база на ближайшие
дни пребывания в Душанбе.
Азия
Мы бродим по городу, уже второй час пытаясь найти дом
по адресу «проспект Исмоила Сомони, 59/1». Кругом снуют женщины в платках
и аксакалы в халатах, непривычно смахивающие на моджахедов.
Далеко не все понимают по русски и, спросив пятого или шестого прохожего,
мы наконец добираемся до заветного офиса турфирмы «Транс-Ариан», которая
оформляет для нашей группы пропуска в погранзону и регистрацию.
По всему видно, что тут никто никуда не торопится – за два месяца начав
оформлять пропуска, только теперь выяснилось, что нам нужны фотографии
«три на четыре», и что-то еще по мелочам. Начальника ОВИРа все время нет
на месте и мы, полагаясь на обещания Ульяны Алексееевны (работницы фирмы
и, к слову, замечательного человека) слоняемся по душанбинским улочкам,
надеясь, что до отлета самолета в Хорог нам все же вернут паспорта. А
пока есть время собирать статистику региона. Посетив обменный пункт, базар,
авиаагенство, кафе, столовую, гостиницу и почту, можно уже расставить
кое-что по своим местам:
1. Три сомони равны одному доллару, а десять – ста рублям.
2. Базар – это особенное место в городе. Он не закрывается на ночь, туда
можно прийти в полночь, поесть плова с горячими лепешками, прикупить инжир
и дыни. Вот освещения ночью на базаре нет – и плов приходится есть буквально
на ощупь.
3. Хотите улететь в Хорог из Душанбе? Ууу! Это серьезная и часто просто
неразрешимая задача. Расписание самолетов в Хорог настолько зависит от
погоды, что можно неделю просидеть в аэропорту, так никуда и не улетев.
Билеты можно купить минимум за неделю до рейса, поэтому лучше бронировать
их письмом или факсом. Как мы и поступили.
4. Аэропорт находится в черте города доехать из центра до него – дело
15-ти минут.
5. Кушать можно в кафе, но при этом цены будут мало отличаться от, скажем,
алма-атинских. Впрочем, можно в любое время суток наведаться на базар
(см. п. 2) и съесть недорогого плова. Или разыскать где-нибудь на задворках
столовую, что имеет смысл: еда на базаре и в столовой обойдется в 3-5
сомони, а в кафе – втрое дороже.
6. Цены в гостиницах странным образом отличаются для иностранцев и «своих».
В данном случае мы попали под категорию «своих», будучи СНГ-овцами, и
нам пообещали номер ценою 10 долларов за человека. Хороший повод поторговаться
с таксистом Закирие, у которого мы оставили по 15 уе с носа за ночь.
7. Вполне цивилизованная почта-телеграф, откуда легче всего позвонить
или отправить телеграмму. Последнее удовольствие, правда, недешево – пара
строк выльется в 4-5 сомони (см. п.1.)
8. Перемещаться по городу удобнее всего на маршрутках, которых более чем
достаточно, а цена невелика – 30 дирам (100 дирам = 1 сомони).
В итоге три дня хождения по Душанбе стали
утомлять. Даже чирикающие друг другу свистками гаишники на центральной
улице перестали выглядеть смешно, а вечно лежащий на тахте милиционер
около дома таксиста Закирие стал казаться чем-то привычным и незыблемым.
В качестве развлечения оставались периодические походы в аэропорт для
встречи долетающих понемногу участников… заодно повстречали и алма-атинца
Володю Майданюка, едущего гидом на пик Корженевской.
Нам на «Корженеву» не надо, улететь бы в Хорог - думали мы, поглядывая
на редкие утренний облака. А перед местным «улетом» куча народу, и не
сразу мы поняли что все это – желающие лететь с нами… или мы с ними? Уже
пять дней в Хорог не было рейсов и на посадку пускают сначала «понедельничных»,
потом «вторничных» и т.п…. И самолетов обещают отправить лишь два, да
как назло еще и суббота, а значит никого из начальства, кто дал бы нам
«зеленый свет», не найти. Сидим на скамейке, обставленной сотней тюков
местных жителей, и ждем неизвестно чего. Вариантов у нас немного: ехать
из Душанбе своим ходом и ехать на машине.
В километре от аэропорта – автобаза, с которой едут машины в Горный Бадахшан.
Что делать – мы с Андреем идем на разведку, итоги которой не шибко радуют:
во-первых машина почти в два раза дороже самолета, и во-вторых, мы натыкаемся
на Диму Мельничкова – нашего «туроператора» - он грузит в Урал каких-то
туристов. Впрочем, сам по себе факт встречи Дмитрия нас не огорчает, но
информация из его уст заставляет насторожиться – На Пяндже за Калай-Хумбом
(знать бы еще что это такое!) обвал на дороге и реально движение восстановится
неизвестно когда… Тут же подскакивают «водилы» и начинают наперебой обещать,
что нас «на руках перенесут» через обвал и посадят ну прями в точно такой
же Уазик-таблетку прямо до Хорога! После долгих переговоров мы решаем
сдать билеты ( с таким трудом добытые!) и ехать…
|