ОТЧЕТ
о велосипедном спортивном походе третьей категории сложности по
Памиру и Алаю, совершенном с 18 июля по 3 августа 2004 г.
Маршрутная книжка № РВл-306-04/04
Руководитель группы:
Краткие сведения о путешествии
Вид туризма: велосипедный
Категория сложности: третья
Администрантивный район похода: Горно-Бадахшанская Автономная
Область, Республика Таджикистан
Географический район похода: Памирское нагорье (Памир),
Алай; хребты Шахдаринский, Музкол, Алайский, Заалайский; долины рек Пяндж,
Памир, Аличур, Мургаб, Кызылсу, Гульча.
Количество участников: 4 человека.
Статистика:
Общая протяженность маршрута – 1130 км
Продолжительность похода полная – 20 дней (ходовых дней – 17)
Из них на высотах свыше 3500 м – 9
Количество перевалов – 9
Суммарный набор высоты – более 9000 м
Максимальная высота – 4655 м
Пересечены две горные системы – Памир, Алай.
Нитка маршрута:
Душанбе (авто) Калайхум – Рушан – Хорог – Гармчашма – Ишкошим – Лянгар
– пер. Харгуш (4344) – оз. Булункуль – Аличур – пер. Найзаташ (4314) –
Мургаб – пер. Акбайтал (4655) – Каракуль – пер. Уйбулак (4232) – Маркансу
– пер. Кызыл-Арт (4336) – Сары-Таш – пер. Хатынарт (3541) – пер. Талдык
(3615) – Гульча – пер. Чийирчик (2406) – Ош
Содержание
Общие сведения о походе
Краткая характеристика района путешествия
Дневник похода
Технический отчет
Приложения
Оставляя внизу огорчения, злобу и грусть,
Поднимусь к облакам, растворюсь на бескрайних просторах
Синих гор... Ухожу навсегда, но вернусь
К вам, друзья, чтобы вместе сходить в эти горы.
Собираясь в это путешествие, мы перечитали массу литературы,
перерыли гору отчетов и публикаций по региону нашего похода. Воображение
рисовало невиданные ландшафты, далекие заброшенные дороги срети потерявшихся
в горах кишлаков…
Теперь, когда позади осталось более тысячи километров, становится ясно,
что фантазия наша не способна в ничтожной мере описать всю неповторимость
этих мест. Памир надо видеть своими глазами!
Мотив
Пятнадцать лет назад в моих руках лежал свежий номер
альманаха «Ветер Странствий» с расказом о велосипедном путешествии по
Памирскому тракту. В памяти всплывают те несколько желто-коричневых ,
типично «орво-хромовских» фотографий, так поразивших меня и не дававших
покоя полтора десятилетия. Безжизненные высокогорные долины с красными
песками и синими озерами, серая нитка автотрассы, на которой дождаться
попутки – большая удача… И еще синее синее небо, уходящее в бесконечную
даль за горизонтом. Тогда я еще не знал что такое горный велосипед, а
круг туристских интересов упирался в пешие походы по горам и эпизодические
восхождения на несложные вершины. Но сердце уже сжалось и что-то стало
тянуть туда, в эту страну затерянных кишлаков и бескрайних голубых высот.
Потом началось мутное после-перестроечное время, Таджикистан вообще стал
казаться неприступным – гражданская война отрезала горные районы от цивилизации,
от мирной жизни. Какой уж тут Памир! Я уже почти забыл о нем, когда в
2001-м году узнал – московский велотурист Антон Крупенников собирает команду
для памирского похода. На тот момент нам сложно было планировать что-либо
подобное, но к концу 2003-го года, когда Антон побывал на Памире уже второй
раз, стало ясно – пора собираться!
Суета
Из разговоров с Антоном было ясно одно – получить пропуск в Горный Бадахшан
(а это одна большая приграничная зона и, собственно, Памир) по меньшей
мере сложно, а по большей и просто невозможно. Начав обзванивать и писать
письма в различные организации Таджикистана, начиная с МИДа и заканчивая
частными турфирмами, я убеждаюсь в этом лично. В итоге вся весна проходит
под знаком неопределенности, хотя команда уже собрана и вопрос только
за формальным решением.
Наконец началось более плотное общение с несколькими фирмами на предмет
получения пропусков и регистраций. Переписка с фирмами «Горы Азии» (Бишкек),
«Мундуз-Турист» (Ош), «ТаджикИнТурСервис» (Душанбе) закончилась по разным
причинам ничем. «ТаджикИнТурСервис» так вообще заломил двойную цену за
авиабилеты «Душанбе-Хорог» и такая спекуляция была их абсолютным условием
нашему дальнейшему разговору на счет пропусков. Время уже стало поджимать
(паспортные данные на оформление пропуска надо было отправить не менее,
чем за месяц до нашего приезда), но, к счастью, фирма «ТрансАриан» в лице
Дмитрия Мельничкова идет нам на встречу и дело снова движется.
Затем факс на бронирование авиабилетов «Душанбе-Хорог», заказ группового
пропуска в Алайскую долину у «Гор Азии», долгие сборы аптечки и группового
снаряжения. Под занавес неожиданный отказ от участия в походе Сергея и
Артура – наших бишкекских участников. Перебразываем должности и распределение
груза… Все, завтра самолет!
Общие сведения о походе
Состав группы:
Андрей Б.(г. Новосибирск, Россия), (выпускался МКК г. Новосибирск,
ехал до Алма-Аты)
Денис Н.(г. Москва, Россия), (ехал до Оша)
Дмитрий С.(г. Алматы, Казахстан), (ехал до Оша)
Виктор С.(г. Зеленоград, Россия), (ехал до Мургаба)
Дмитрий Щ.(г. Алматы, Казахстан), (ехал до Мургаба)
Схема маршрута:
Высотный профиль маршрута:
График движения:
День пути |
Дата |
Участок маршрута |
Протяжен-ность, км |
Ходовое время, ч:м |
Средняя скорость, км/ч |
1 |
17.07 |
Душанбе - Калаихум (авто) |
|
|
|
2 |
18.07 |
Калаихум - (60 км авто) - Даштак – Бунига |
15 |
1:00 |
15,0 |
3 |
19.07 |
- Шипад - Калот – Шидз |
70 |
4:45 |
14,5 |
4 |
20.07 |
- Рушан - Сохчарв – Бувет |
80 |
4:00 |
19,5 |
5 |
21.07 |
- Хорог - Андароб – Гармчашма |
60 |
4:10 |
14,5 |
6 |
22.07 |
- Возг - Козидех - Ишкошим - |
85 |
4:50 |
17,0 |
7 |
23.07 |
- Даршай - Шитхарв – Птуп |
65 |
3:45 |
16,5 |
8 |
24.07 |
- ист. Ямчун - Вранг - ист. Ширгин |
30 |
2:20 |
13,0 |
9 |
25.07 |
- Лянгар - р. Рачив |
45 |
4:20 |
11,0 |
10 |
26.07 |
- заст. Харгуш |
40 |
3:50 |
11,0 |
11 |
27.07 |
- пер. Харгуш - оз. Булункуль |
50 |
3:55 |
13,0 |
12 |
28.07 |
- оз. Яшилькуль - Аличур - |
80 |
4:45 |
16,5 |
13 |
29.07 |
- пер. Найзаташ - Мургаб - |
110 |
5:30 |
20,5 |
14 |
30.07 |
- пер. Акбайтал - Музкол - |
90 |
6:20 |
14,0 |
15 |
31.07 |
- Каракуль - пер. Уйбулак - Маркансу - пер.
Кызыларт - |
85 |
6:10 |
13,0 |
16 |
1.08 |
- Бордобе - Сары-Таш - пер. Хатынарт - пер.
Талдык - |
75 |
4:40 |
15,5 |
17 |
2.08 |
- Гульча - пер. Чийирчик - |
110 |
6:50 |
16,0 |
18 |
3.08 |
- Ош - |
55 |
3:00 |
21,5 |
Краткая характеристика
района путешествия
Населенные пункты.
Территория, несмотря на суровость климата и удаленность достаточно плотно
населена и представлена небольшими поселками. Основное скопление киглаков
- долина реки Пяндж. Самые крупные населенные путкты – районный центры
Рушан, Ишкошим, Мургаб. Областной центр – г. Хорог.
Застройка населенных пунктов рядовая, плотная. Улицы узкие. Дома одноэтажные,
глинобитные, с плоскими крышами. В районных центрах есть почта и телеграф,
но качественная связь есть не всегда. Водоснабжение производится из рек
и ручьев. По долинам рек встречаются временные поселения – летовки, зимники.
Дорожная сеть
Вся Горно-Бадахшанская область довольно плотно изрезана дорогами местного
и республиканского значения. Вдоль реки Пяндж идет знаменитый Восточно-Памирский
Тракт.
Во многие горные кишлаки ведут проезжие грунтовые дороги. При выборе маршрута
есть возможность не ограничиваться магистральными трассами, а включать
участки дорог, идущих строной, зачастую в сотни километров от генерального
направления пути. Так, при выборе маршрута, в качестве альтернативы дороге
через Ишкашим рассматривался вариант прохождения участка «Хорог – Шахдара
– перевал Мац – долина реки Памир» или «Хорог – Шахдара - Джеланды». Привлекательным
также является вариант путешествия через заповедник Зоркуль с выходом
к Мургабу.
Если Памирский Тракт большей частью имеет асфальтовое покрытие, то основная
часть второстепенных дорог – грунтовые или с гравийным покрытием. Вдоль
Пянджа хорошая асфальтовая дорога идет до Ишкашима, далее все чаще начинают
встречаться участки гравия. Начиная от поселка Шитхарв и выше асфальта
уже не встретишь, покрытие в основном песчано-гравийное, а ширина полотна
около 6 м.
Некоторые участки гравийных дорог сильно (северный спуск с перевала Ак-Байтал,
перевал Кзыл-Арт) разбиты до состояния «стиральной доски». Передвижение
на этих отрезках очень утомительно. Спуск с перевала Кызыл-Арт в Алайскую
долину и перевальный взлет на Чийирчик со стороны Гульчи могут быть непроезжими
во время дождей – глинистое покрытие сильно размокает.
Практически вдоль всего Пянджа по скалам на афганской стороне идет овринг
– выложенная камнями
и ветками висячая тропа. Такие же тропы существуют и на таджикской стороне,
являясь единственным путем в узких каньонистых ущельях.
Рельеф и грунты
Местность высокогорная, с широкими межгорными долинами, поднятыми на высоту
3500-4000 м. Долины рек на высотах ниже 2000 м обрамлены высокими, до
двух километров, скальными хребтами. Преобладающая абсолютная высота хребтов
5500-7000 м (Гиндукуш, Шахдаринский, Музкол, Заалайский); высшая точка
– пик Коммунизма (Сомони) в хребте Академии Наук. Пригребневые части склонов
отличаются большой крутизной; вдоль рек скалистые обрывы высотой в несколько
сот метров
Дно межгорных долин плоское, слегка наклонное; основными препятствиями
при движении здесь являются обрывы речных террас, а также простанства,
занятые каменистыми россыпями. Грунты почти повсеместно преобладают скальные
и каменистые, и только в крупных межгорных долинах значительные площади
занимают щебеночные суглинки и сырты.
Земля на Памире очень бедна органикой, чтобы засадить пшеницей делянку
местное население вручную очищает подходящие куски земли от камней и тщательно
культивирует почву. Начиная же с высоты 2900 м здесь и вовсе начинается
горная пустыня, где не растет ничего, кроме скудной травы на некоторых
склонах.
Гидрография
Самыми крупными реками района являются реки Пяндж, Бартанг, Гунт, Мургаб,
Кызылсу; ширина рек 30-150 м, глубина 0.8-2.5 м, скорость течения до 5
м/сек. Дно русел каменистое или песчано-галечное, берега высокие обрывистые
в нижнем течении и низкие пологие в верхней части долин. Стоит упомянуть
о происхождении названия реки Пяндж – это слово переводится как «пять»,
т.е. река названа в честь пяти шиитских святых (Мухаммед, Али, Фатима,
Хасан и Хусейн). С другой стороны, основное течение Пянджа образовано
пятью притоками: Памир, Вахан, Гунт, Бартанг и Язгулем. Впрочем, такое
разделение можно оспорить…
Самым крупным озером в регионе является Каракуль. Кроме этого, в Бадахшане
вы встретите множество более мелких озер - Булункуль, Яшилькуль, Зоркуль,
Шоркуль и Рангкуль, Сарез.
В Бадахшане имеются сотни минеральных источников – нарзаны, серо-водородные
и радоновые.
Растительность
Лесов на территории ГБАО практически нет вовсе. Отдельные рощи лиственных
пород встречаются на высотах до 2500 м. В основном, склоны массивов начисто
лишены растительности в силу как экспозиции, так и большой крутизны.
У самых рек в горах растут шиповник, ива и некоторые другие кустарники.
Некоторые горные склоны покрыты низкотравными лугами, а с высоты более
3200 м начинают преобладать различные степные растения, которые местное
наеление использует в качестве топлива.
На северных склонах Алайского хребта произрастают арчевники, ива, облепиха,
барбарис.
Животный мир
Обычный состав горной фауны Памира представлен во всем разнообразии и
в этом регионе. Водятся такие редкие птицы, как филин, горный гусь, орланы
и т. д.; из млекопитающих: архар, баран “Марко Поло”, волк, медведь, рысь.
Примечателен в районе Зоркульский заповедник, где летом гнездятся дикие
гуси, утки и другие птицы.
Климатические условия
Климат района континентальный. Среднегодовая температура здесь минус 10-15
градусов, максимальная +45, а зимой может опускаться до -65 градусов.
Достаточно сильно отличается климат по разные стороны от хребта Музкол
– южнее тепло и более сухо, нежели на север, к озеру Каракуль.
Зима на большей части территории длится с середины ноября по март включительно
(в крупных межгорных долинах – с середины ноября до середины марта); Осадки
преимущественно в виде снега; толщина снежного покрова на нижних участках
горных склонов и в межгорных долинах 1-2 м, высоко в горах 4-5 м, местами
до 8 м; в этих районах нередки снежные обвалы и лавины.
Лето продолжается с конца мая по август; этот сезон жаркий и сухой. Дневная
температура колеблется от 10-15 град. до 20-40 град., а ночная – от 8-10
и до 0, -10 град. Осадков летом выпадает мало, преимущественно в виде
непродолжительных ливней или града, а на высотах более 3500 м – в виде
снега.
Осень начинается в сентябре и длится до середины ноября, характеризуясь
устойчивой ясной погодой.
Ветры в имеют характер бризов в долинах и резких атмосферных движений
на гребнях и плато. Преобладающая скорость ветров 2-3 м/сек. Наибольшей
силы (15 м/сек и более) долинные ветры достигают в районе реки Маркансу.
Особенности описания
Более полное и подробное описание географии района можно найти в сети
Интернет по адресу: http://montaro.newmail.ru/03-08-PamirAlaj.html
Классически, именования сторон ущелий, долин и рек в дневнике и техническом
отчете орографические, если это не оговаривается отдельно.
>>> Дневник путешествия
>>>
|