Второй день. Перевал Таш-Рабат, оз. Чатыр-Коль

 

Назад

Дни маршрута:

1 (ущ. Таш-Рабат)

2 (оз. Чатыр-Коль)

3 (пер. Кок-Айгыр)

4 (ущ. Ак-Сай)

5 (пер. Кынды)

6 (г. Нарын)

7 (пер. Долон)

8 (Чолпон-Ата)

 


 

В шесть утра холод выгоняет нас из палатки. Еще темно, ведь светать начинает ближе к семи. Готовим завтрак и неспеша собираем вещи – хорошо бы дождаться восхода, идти будет веселее.

На небе ни облачка, палатка и трава покрыты инеем. Около восьми появляются первые солнечные лучи, а с ними и первые облака (фото 7). Вспоминая вчерашний день, также начинавшийся с чистого неба, понимаем, что хорошо бы поторопиться, чтобы пройти перевал "всухую". Неудобный для переноски велорюкзак опять перебирается на спину, а велосипеды продолжают играть роль санок, которые надо возить.

Довольно быстро небо затягивается тучами. Радует только то, что облачность высокая, более пяти тысяч метров, и перевал открыт. Скальные склоны почти смыкаются, огромные каменные карнизы нависают над головой, а многократное эхо, провожает каждый шаг. Эти отрывистые отзвуки усиливают и без того острое ощущение затерянного мира.

Последний поворот ущелья – на восток – и перед нами открывается вид на перевал Таш-Рабат (3964 м, фото 9 ). До середины перевального взлета еще удается сочетать преноску рюкзака и "перекатку" велосипеда, но затем высота и усталость берут верх над нашими силами. Да и тропа не настолько хороша, чтобы катить байк не напрягаясь , поэтому приходиться "челночить".

К двенадцати часам я уже разгребаю тур на перевале в поисках записки и ставлю фотокамеру на штатив. Далеко внизу виднеется долина реки Кок-Айгыр (фото 10), поблескивающей в лучах солнца. Здесь же идет снег и холодный колючий ветер режет лицо. Начинаем спускаться.

Через три километра, потеряв около двухсот метров по высоте, мы с удовольствием отмечаем, что долина становится пригодной для передвижения "верхом" и, с этого момента, начинается уже по-настоящему велосипедный этап нашего маршрута (фото 13). Выраженной тропы не видно, но отсутствие суриных нор и крупных камней позволяет держать скорость до 15 км/ч. Десять минут спуска и, из-за отрога, испугавшись нас, движется большое стадо огромных лохматых животных (фото 14 ). Это яки – их пригоняют сюда из Ат-Баши на летние пастбища. Появившийся вслед за яками парень-чабан, удивлен, увидев двух велосипедистов, знаками и по киргизски поясняя, что "таких" видит тут впервые.

Мы выезжаем из отрогов Ат-Баши и попадаем на типичные сырты – растрескавшаяся глинистая почва с редкими пучками травы (фото 20 ). Езда по прямой практически невозможна и это сильно снижает скорость – до 8-9 км/ч. Однако, оказывается достаточно удобным ехать по высхшему руслу. Реки, стекающие с южных склонов хребта, попадая в долину, уходят под грунт, но следы весене-летних паводков выражены очень сильно. И русло того небольшого ручья, что стекает с перевала Таш-Рабат, достигает в устье сотни метров в ширину, при этом дно настолько плоское, что можно устраивать настоящие гонки.

Так, проехав пять километров, мы с Денисом подобрались к берегу озера(фото 15). В пятидесяти метрах от берега пришлось оставить велосипеды – берега заболочены (фото 16) и колеса стали попросту вязнуть в глине – прыгая по клочкам травы, подбираемся к самому берегу, спугнув целую стаю диких гусей.

Черный индийский гусь гнездится на берегах Чатыр-Коля, тысячи этих птиц буквально оккупировали озеро, находящееся на высоте более 3500 м. В меньших количествах здесь встречаются различные утки и другие птицы.

У берега нас догнали два швейцарца на лошадях с проводником-киргизом. Выехав сегодня из юрты «Shepherd's Life» в Таш-Рабате и, перевалив к озеру, они направились на запад к стоянке чабанов-ячников.
- Как проехать на другую сторону озера – спрашиваю я проводника. На южном берегу есть дорога, ведущая от перевала Торугарт в сторону Аксайской долины и меня волнует вопрос – насколько сложной может быть переправа через реку Кок-Айгыр и есть ли заболоченности на нашем пути.
- Ой, нельзя туда ехат! Там дорога нет. Болшой вода там. – говорит джигит.
- Езжайте туда – показывает на запад – там юрта, молоко, чай, тепло!

Если бы нам нужно было тепло, улыбаюсь я. Думая, что в крайнем случае можно будет проехать по сыртам вдоль Ат-Баши до водораздела между котловиной Чатыр-Коль и Аксайской долиной. Итак, решаем с Денисом огибать озеро с востока и катим вдоль берега, в сторону триангуляционного знака, распугивая диких гусей и уток.

Надо сказать, что, несмотря на неустойчивость погоды, с ней нам все же везет. Дождевые тучи висят толко над хребтами, а в долине светит ослепительно яркое, режущее глаза, солнце, почва под колесами сухая – и наши 7-12 км/ч все отдаляют полоску берега, блестящую в вечерних лучах.

Во время дождя сырты представляют для велосипеда, да и для автомобиля или пешего путника, настоящую катастрофу – глина легко раскисает и, налипая на ноги и колеса, просто лишает возможности передвигаться. Даже ночные заморозки не схватывают крепкой коркой поверхность почвы, пропитанной солями (фото 18).

На этой высоте грунт даже на небольшой глубине схвачен вечной мерзлотой. Это приводит к тому, что здесь образуются множественные термокарстовые воронки - вода на отдельных участках растапливает лед, образуя провалы в почве (фото 17).

Первое впечатление о предстоящей переправе через Кок-Айгыр было не очень сладким – "Придется вплавь", сказал я, оценив глубину в полтора метра, а течение в 8-10 сантиметров в секунду.
- Нет, нет. Ни в коем случае, – парировал Денис, ссылаясь на мутную воду – а вдруг глубже! – и низкую, 5-6 градусов, температуру воздуха.
- Поехали дальше, - говорю – впереди долина более резко поднимается, там течение должно быть быстрее, а глубина поменьше.
Через километр действительно река действительо помельчала и мы перешли русло, лишь сняв кроссовки (фото 21) – глубина была 15-30 см, а скорость течения не более 0,5 м/с. В сотне метров от реки нам попалась небольшая ложбинка, образовавшаяся в результате проседания почвы в вечной мерзлоте. Тут же и останавливаемся - среди выразительно плоской поверхности окружающих сыртов это место лучше всего подходило по организацию бивака, хоть немного закрывая палатку от неутихающего ветра.

Оставшийся час до заката немного разнообразили гадания – дойдет ли до нас град, сплошная стена которого медленно двигалась на восток, вдоль хребта Ат-Баши. В конце концов, стихия ушла в сторону Аксая и далее в Китай, а до нас долетели только отдельные, крупные капли. Под гоготание диких гусей, бродящих у реки, натягиваем на себя все имеющиеся теплые вещи и забираемся в спальные мешки.

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]