Четвертый день. реки Кзылсу и Текелик, пост Курумду, пост Кельсу, река Аксай, застава Кынды

 

Назад

Дни маршрута:

1 (ущ. Таш-Рабат)

2 (оз. Чатыр-Коль)

3 (пер. Кок-Айгыр)

4 (ущ. Ак-Сай)

5 (пер. Кынды)

6 (г. Нарын)

7 (пер. Долон)

8 (Чолпон-Ата)

 


 

Серые серые облака. Они всюду – над вершинами и в долине, лежат на склонах и ползут вдоль реки. Нет, кажется появляются разрывы в тучах – один.., другой... Ура, вот и солнце!

Шесть часов, подъем, завтрак, сборы... Дорога хоть и не раскисшая, но со множеством луж и промоин. Последние приходится объезжать сбоку по мокрой траве – через пару километров у нас уже мокрые ноги и изрядно забитые грязью покрышки.

На 85-м километре штурмуем разлив реки Кызылсу – всего шесть рукавов, по четыре метра шириной, до полуметра глубиной и со скоростью течения полтора метра в секунду. Хотя полукилометровая ширина самого русла наводит на серьезные размышления о величине весенних паводков!

Тут же, при пересечении одно из рукавов Кызылсу (фото 33 ), выясняется любопытная деталь. С легкостью форсировав очередной поток, я наблюдаю за Денисом: доехав до середины русла, он резко теряет скорость, заваливается и, спрыгнув с велосипеда, продолжает шествовать по колено в воде. Я, собираясь показать "как надо переезжать реку", беру байк Дениса и лихо устремляюсь к следующему рукаву. Парадокс, но "крутой горный байк" вскоре начинает буксовать, теряет скорость и мне стоит немалых усилий проехать оставшиеся два метра, оставаясь в седле. Получается, что велосипед с колесами 622мм и узкими покрышкам, бывает гораздо устойчивее своего "горного" аналога с меньшими ободами 559мм.

На восточном берегу Кызылсу расположен большой, по местным меркам, поселок "Новый Культцентр Аксай". Полтора десятка домов, высоковольтная линия и трансформаторная подстанция (фото 34 ) выглядят чуть ли не центром цивилизации в этих местах, хотя сам аил со стороны смотрится несколько безжизненно – только пастух неподалеку машет рукой, завидев нас.

Тут же, на правом берегу реки, развилка двух дорог. Накатанная грунтовка уходит вверх, на юг, вдоль реки Ичкекызылсу. Как далеко – неизвестно, но у "перекрестка" стоит новенькая табличка с надписью "ОсОО Айбек". Возможно, это просто охотничье хозяйство, ведь далеко здесь не уедешь – в сорока километрах китайская граница.

Буквально пролетев десяток киометров, подъехали к очередному притоку Аксая – реке Текелик. У меня определенное "дежавю" - не иначе мы тут уже были. Действительно, местности рек Текелик и Кызылсу настолько похожи, что можно было бы давать им одинаковые имена, как иным улицам в городах – "пятнадцатая линия".., "второй кирпичный переулок" …

Мы уже на девяносто шестом километре от Торугарта и, по карте, впереди должен быть поселок Корумду, если он, конечно, не вымер, как "Старый Культцентр" в устье Терека. Выезжаем из поймы реки и, действительно, в нескольких километрах от нас белеют домики (фото 35 ), видна сторожевая вышка.

Корумду оказыватся пограничным постом – со шлагбаумом, будкой для наряда и полным отсутствием признаков жизни. Пять пинут постукиваний камешком в ворота не принесли результата. Только кот, гулявший по плацу, испуганно юркнул в ближайшую пристройку.
- Поехали – говорит Денис.
- Сейчас, пойду постучу в окошко штаба – отвечаю я, открывая на себя скрипучую калитку.
Тут, видимо, только услышав шум, на плац выскакивает целый капитан пограничных войск, на ходу застегивая верхнюю пуговицу «афганки».
- Часовой на вышке заснул, да? – спрашиваю я, ухмыляясь.
- Да здесь никто не ездит, часового не ставим – отвечает капитан, отгоняя осмелевшего кота.

Час спустя, поблагодарив личный состав части за чай и угощения, все-таки отправляемся дальше. Все большее число промоин на дороге говорит о силе весенних паводков, тем не менее сейчас, в конце лета, даже Аксай не представляет серьезного препятствия для переправы. Долина здесь, за Корумду, находится на высоте 3150 метров, и очень полого спускается на восток. С юга, наоборот, все ближе подступают заснеженные, гладкие склоны Кок-Шаал-Тау (фото 36), словно делая глубокий вдох перед тем, как открыть в Китай глубокие каменные ворота для неторопливого потока Аксая.

Примечательно, что склоны северной части долины (южная экспозиция) практичеки лишены больших рек, несмотря на достаточно развитое оледенение хребта Ат-Баши. Реки же южной стороны, стекающие с Кок-Шаала, многоводны только в конце весны - начале лета. Над одним из притоков, который мы пересекли, даже стоит хороший бетонный мост (фото 36а), и, судя по всему, уже очень давно.

Так, оглядываясь по сторонам, изучая орографию прилегающих местностей, на сто двенадцатом километре мы упираемся в разрушенные ворота пограничного поста Кельсу. Побродив вдоль пустынных блоков (фото 39), я решаю что часть заброшена и предлагаю ехать дальше.

- Подожди. - говорит Денис, и уходит на разведку за одно из полуразрушенных зданий, через пару минут возвращаясь – Пойдем, нас ждут.

Пост, как ни странно, оказался обитаем – начальник поста, молодой сержант Куба, с женой приглашают нас на чай. Быт здесь, конечно, более чем беден: в доме даже отсутствует электричество, несмотря на то, что рядом проходит высоковольтная ЛЭП. Основную часть времени Куба занят разборкой на кирпич соседней казармы, чтобы утеплить стены своего дома. Скоро наступят холода, а температура зимой в этих местах опускается до минус пятидесяти.

Наша дорога плавно сворачивает на север, и, в километре от Кельсу, подбирается к мосту через Аксай (фото 40). Мост представляет собой довольно интересное сооружение – дощатые настил и перила (фото 41 ) уложены на ряд бетонных быков. Видимо, такая конструция оставляет возможность легкого восстановления переправы в том случае, когда паводки сбрасывают покрытие или время разрушает его.

Ниже моста несколько рукавов реки объединяются в одно русло и, поворачивая на юго-восток, река Аксай уходит в Китайскую Республику (фото 42 ) – граница вновь приблизились к дороге, на расстояние двадцати километров. Мы же, преодолев небольшой подъем, продолжаем спускаться по сужающейся долине, вдоль левого берега реки, текущей теперь совсем близко к заснеженным вершинам Кок-Шаал-Тау (фото 44 ).

На западе, позади нас, над Аксаем висит огоромная черная туча – мы слышим раскаты грома и это только подталкивает к тому, чтобы быстрей крутить педали. Но вскоре грунтовка сворачивает на юг, прямо к дождевым облакам, висящим над Ат-Баши и некоторое время приходится бороться с сильными боковыми порывами ветра, а колючий холодный дождь только усиливает неприятные ощущения. К счастью, через пол часа дождь заканчивается, и, хотя над головой еще висят серые клочья облаков, снежные пики на южной стороне Аксайской долины уже освещены мягкими лучами вечернего солнца (фото 46).

Час спустя справа от нас остался Чатырташ - поселок из трех домов. Здесь грунтовка свернула на север и мы углубились к подножиям восточной части хребта АтБаши (фото 49). Дорога идет с небольшим набором высоты - около 12 метров на километр, хотя встречаются и относительно крутые, до 10%, взлеты и спуски. Вновь повстречав яков (фото 45) и стада коров (фото 47 ), мы добрались до погранзаставы "Кынды".

"Эуээыуу… ээууээй…" - всполошился часовой на вышке, но, невзирая на поднятую "тревогу", у ворот на КПП еще минут десять никто не появлялся. Наконец, вышел дежурный по части, и отправился с Денисом "записывать нас в журнал", а я занялся выведыванием полезных сведений у подошедшего бригадира дорожно-эксплуатационного участка(ДЭУ). Интересно было знать, как далеко отсюда до минеральных источников Арашан, и, кроме того, насколько близко сам перевал Кынды.

- Сколько вам платят, чтобы вы здесь ехали?! – все никак не мог понять наших пристрастий бригадир, попутно объяснив, что до Арашана, как и до перевала около десяти километров, правда в разных направленниях.

Уже темнеет и мы решаем разбивать бивак, а утром съездив к источникам, отправиться к перевалу. Особо хорошего места для стоянки найти не удается, так как, кроме заставы и ДЭУ, поблизости распололожился импровизированный поселок рабочих золотодобытчиков – здесь добывают металл открытым способом, вымывая его из породы. Результат работы по добыче золота удручающий – дно ручья, текущего с перевала и окружающие склоны превращены в черные кучи мертвого грунта.

Отъехав около километра назад от всей этой цивилизации, ставим палатку в низине около небольшого ручейка, текущего среди красноватых песчано-глинистых сопок. Опять начинается дождь…

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]