Дни маршрута: 7 (пер. Долон) 8 (Чолпон-Ата)
|
Утром мы позволили себе отоспаться и вышли на трассу лишь к девяти часам, когда движение уже стало достаточно оживленным – со стороны Нарына уже потянулись вереницы машин. За три километра до перевала, у группы вагончиков-кафе, асфальт заканчивается и дорога поворачивает налево. На восток, в другую сторону, неясно как далеко, уходит заросшая грунтовка. Видимо, это одна из многих заброшенных дорог, сетью которых опутаны отроги Терскея. Что-то об этой грунтовке говорил водитель Коля, везший нас в Нарын: то ли раньше там находился какой-то завод, то ли колхоз.Теперь же, по его словам, там уже ничего нет. В одинадцать часов, тщательно проверив тормоза и протянув все до единого болтика, мы начали спуск с перевала Долон (3038 м). На участке трассы Долон-Балыкчи мы надеялись не потерять мого времени, ведь казалось бы - не забывай тормозить, да и только. Однако, тормозить не пришлось – через пятнадцать километров, после того как позади остались повороты на Сон-Коль (фото 66) и Арчалы, погода резко меняется и сильные порывы ветра превращают спуск в тяжелую "пилежку"… Вот, наконец, дорога вышла из ущелья в широкую долину Кочкорской впадины. Здесь, несмотря на высоту около двух тысяч метров, довольно мягкий климат. Долина закрыта с севера отрогами хребтов и даже зимой, в солнечную погоду тут настоящая весна. Местное население живет в основном за счет содержания скота и выращивания картофеля. Вот поворот на восток и ветер стал дуть сбоку, не так сильно сопротивляясь нашему возвращению. Но не только горы и воздух старались задержать нас – на выезде из ущелья прямо на дорогу выпрыгнули две огромных кавказских овчарки и с огромной скоростью устремились за мной и Денисом. К счастью, через пару сотен метров собаки потеряли интерес к преследованию и отстали.. Перед поселком Кочкор мы сворачиваем вправо на объездную трассу, огибающую аил с юга. Она идет по тополинной аллее вдоль ярких полуразрушенных отрогов Терскея, а за поселком снова соединяется с дорогой, проходящей через населенный пункт. Постояв на этом своебразном перекрестке – отсюда транспорт идет в Нарын, Кочкор, Балыкчи и на запад, к перевалу Алабель - отправляемся на дальнейшую борьбу с ветром, который то усиливается, то затихает, давая возможность хоть на минуту расслабтиться и не крутить педали. К пяти вечера впереди открывается замечательный вид на Орто-Токойское водохранилище (фото 67), построенное на реке Чу в 1957 годy. Стратегически, здесь наиболее выгодно делать стоянку – на берегах достаточно удобных мест, удаленных от трассы, а в хорошую погоду можно и поплавать в теплой пресной воде. Тем не менее, мы совершаем тактический промах, решив сегодня же добраться до пригорода Балыкчи, и разбить бивак около реки Чу. Еще час шустрого темпа (фото 68) и на севере появляется голубая полоска Иссык-Куля, а дорога раздваивается – направо уходит прямая срезка до села Оттук на побережье, мы же проезжаем прямо, к реке Чу. Наконец-то стих ветер, чаще замелькала дорожная разметка, отражаясь в зеркальном покрытии ветрозащитных очков. Успеть бы до темоты. У маленького поселка на обочине сидят взрослые и дети. Абрикосы – сорок сом за ведро – основнойтовар на импровизированном базарчике. Завидев нас издалека, дети вскакивают, машут руками и внятно матерят нас на киргизском. Аксакалам, сидящим у ведер с фруктами, это нравится – они смеются, видимо, восхищаясь "отчаяности" своих внуков. И не понимают, насколько чудовищно цивилизация исковеркала бытовую культуру гостеприимного киргизского народа. Птеряв пол часа на замене проколотой камеры, начинаем безуспешные поиски подходящего места для бивака. Увы – альтернативой колючим зарослям и заболоченным берегам являются только кучи бытовых отходов и какого-то неопределенного хлама. Ощущая туманность перспективы остаться на ночевку у берегов Чу, решаем добраться до Балыкчи, благо осталось всего лишь около десяти километров. Тем временем, моросивший уже пол часа мелкий дождик превращается в настоящий ливень – мокрые и злые мы подъезжаем к автовокзалу в половине девятого. Ни в Чолпон-Ату, ни в Алма-Ату уже не уехать – лишь какие-то мрачные фигуры расхаживают под уличными фонарями.. После предпринятых маневров по поиску предложений недорогого ночлега, перед нами предстает угловатых форм детина, с ходу называющего число "150". - За двоих? – спарашиваю я. С трудом затащив велосипеды с багажом на четвертый этаж небольшого панельного дома, осторожно осматриваем жилье. Мужик удаляется с обещанием принести через пять минут постельное белье, а мы тем временем переживаем небольшой шок от созерцания иннтерьера этой "гостиницы". Ясно одно – за сто сомов с носа мы с большим комфортом переночуем и на улице под проливным дождем… - Ээ.. Уэ! Эау! Ааэ! – с недоуменными криками нас догоняет на улице
"хозяин". Мы уезжаем. Муниципальная гостиница в Балыкчи находится на ремонте и единственным вариантом найти крышу на ночь является железнодорожный вокзал. Найти последний в кромешной тьме удается с огромным трудом, зато компенсацией блужданий по мокрым закоулкам стала невысокая (49 сом) цена вокзальной гостиницы и относительный уют.
Мелкий моросящий дождь и затянутые облаками хребты – такое унылое утро встретило нас в день возвращения в Алма-Ату. Однако, первым делом мы отправляемся на автовокзал и добираемся на "маршрутке"
до Чолпон-Аты, где в небольшом дачном поселке около города нас ждет Сергей
(фото 69). Еще в прошлом году, спустившись
с перевала Кок-Ойрык, мы встретили этого приветливого доброжелательного
человека, а разговорившись, узнали, что он также увлечен велосипедными
путешествиями, фотографией природы Киргизии. В этот же раз, по предварительной
договоренности, в нашем распоряжении целый дачный домик с плодоносящим
садом (фото 70) и баней. Кроме того,
в десяти минутах ходьбы находится "музей под открытым небом",
где была расположена стоянка древних кочевников. Тут есть и петроглифы
на камнях (фото 71) и каменными изваяниями
(фото 73). Теперь, после набивания желудков
абрикосами, ежевикой и яблоками, наш путь лежит к Чолпон-Атинскому автовокзалу,
откуда мы и уезжаем в Алма-Ату. |
|
[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]