Третий день. Пограничный пост Уселек, перевал Кок-Айгыр, река Терек

 

Назад

Дни маршрута:

1 (ущ. Таш-Рабат)

2 (оз. Чатыр-Коль)

3 (пер. Кок-Айгыр)

4 (ущ. Ак-Сай)

5 (пер. Кынды)

6 (г. Нарын)

7 (пер. Долон)

8 (Чолпон-Ата)

 


 

Чертовы гуси... Нет.. бедные гуси! Им ведь еще хуже, чем нам – мы то в палатке сидим, я еще примус нет-нет поджигаю, а гуси.. Гуси орут всю ночь. И, вместе с холодом, не дают заснуть нам. Опять шесть утра, подъем, рассвет. Хорошо, хоть солнце раньше встает – в семь уже первые лучи, хребты не закрывают солнце (фото 22 ). Замерзшая во флягах вода, насквозь. Поход к реке с булыжником в руках - чтобы раздолбить ледяную корку…

В половине восьмого потихоньку начинаем крутить педали, заодно пытаясь поближе подъехать к еще дремлющим гусям, стаи которых встречаются буквально на каждой сотне метров вблизи озера. Однако, осторожная птица не подпускает к себе человека – громким кряканьем одна предупреждает других и, с шумом, стая поднимается в небо.

Впереди уже видна дорога и контрольно-следовая полоса. Ближе к нам, перед дорогой, юрта – едем к ней, местные жители очень гостеприимны, а нам, кроме того, нужна информация о дороге в Аксай. У юрты на нас набрасывается здоровенный пес, а вслед выходит хозяин – настоящий аксакал. Разбегаются в стороны куры. Куры на высоте 3600 метров! Интересно, где же курятник – в юрте?

Ни аксакал, ни его жена по русски не говорят – тем не менее, нашего скромного словарного запаса хватает, чтобы проприветствовать хозяев, поблагодарить за кумыс и поделиться нашими "шоколадными" запасами. Внезапно, мирное распитие кумыса прерывает рычание "Нивы" с пограничниками. Прапорщик, в сопровождении двух солдат, предлагает нам показать документы, по ходу дела спрашивая, что же делаем мы в пограничной зоне. С документами, собственно, проблем никаких, но начальник, узнав куда мы едем, предлагает подождать немного его на посту, в двух километрах отсюда.

Шероховатая насыпная "грунтовка" показалась нам чуть ли не автобаном после нескольких километров бугристых сыртов. Быстро доезжаем до пограничного поста, а через пять минут появляется и наш прапорщик, единственной целью которого было напоить нас чаем. Пост "Уселек" находится в 10 километрах от КПП Торугарт. В другую же сторону, как "говорил" километровый столбик, было не менее 210 километров. "Другой стороной", как выяснилось два дня спустя, был дорожно-эксплуатационный участок на развилке дорог "Нарын - Ат-Баши - Ак-Муз".

Последующие двадцать километров катимся вдоль "контрольки", периодически съезжая с дороги, чтобы обогнуть участки, размытые паводками. Сама грунтовка представляет собой насыпь из глины, песка и щебня и, несмотря на прошедшие вчера осадки, нисколько не раскисла, чего нельзя сказать об окружающей почве. Погода сегодня замечательная, хоть и холодная – около восьми градусов тепла. Безоблачный день обострят впечатления: справа от нас медленно удаляются сухие отроги хребта Кок-Шаал-Тоо, за спиной – сверкающий белизной Ферганский хребет (фото 25), а слева – острые пики массива Ат-Баши (фото 26 ).

На двадцать пятом километре от Торугарта плавный поъем сменяется таким же плавным спуском - перевал Кок-Айгыр, разделяющий долину озера Чатыр-Коль и Аксайское ущелье практически не заметен. На склоне слева видны старые доты, а на вершине холма – разрушенный фундамент РЛС, стоявшей здесь в советское время. Теперь ПВО-шников здесь нет, но одноименная с перевалом пограничная застава здравствует, являясь следующим пунктом на нашем пути.

После того, как чуть ли не весь личный состав части рассмотрел наши документы, пьем кумыс, говорим "за жись" и осваиваем управление средством передвижения типа "конь" (фото 26а ), которое как выясняется, также имеет рычаг переключения скоростей (кнут), руль (вожжи) и педали (стремена).

Вот, пятью километрами ниже заставы, контрольно-следовая полоса свернула на юг, а перед нами развернулась огромная Аксайская долина – дикая и безжизненная (панорамное фото 1). Теперь ничего не напоминало о цивилизации – даже дорога скрылась в русле весенних паводков. Ни птиц, ни людей, ни остатков зданий. Кое где в тени обрывов - толстый слой слипшихся градин, напоминающий о вчерашней непогоде. По руслу местами прослеживаются следы от автошин (фото 27) – изредка тут проезжают пограничники и охотники. Но большей частью, следуя логике и карте, мы держимся отрогов Кок-Шаала, надеясь на то, что что не придется поворачивать назад. Наконец, на семидесятом километре от Торугарта, дорога появляется вновь, причем настолько отличная, что мы разгоняемся до "тридцатника" - прямо роскошь против двенадцати-пятнадцати по "руслу".

Хорошая дорога закончилась также неожиданно, как и началась – перед нами река Терек с широким, полукилометровым руслом, разбитым на несколько рукавов. Большой бетонный остов давно смытого моста наводит на мысль, что течение здесь бывает совсем неслабым. Как бы сейчас нам не пришлось потрудиться с поиском подходящего места для переправы! В километре выше по течению от моста виднеется большой дом, дорога идет к нему. Может там есть переправа?

Несколько пар детских глаз выглянули из-за занавески и исчезли. Стучу в дверь – тишина. Постучал в окошко – минутой позже выглядывает девочка лет шести. Я пытаюсь спросить по киргизски, есть ли дома кто из взрослых – девочка убегает, а через пару минут появляется молодая женщина.
- Саламат сыз бы – говорю.
- Здравствуйте – отвечает хозяйка.
Отлично! Спрашиваем у девушки – есть ли дорога дальше по долине и куда идет дорога мимо дома. Дорога, оказывается, есть, но появляется на другой стороне Терека. По грунтовке же, идущей рядом с домом, изредка ездят пограничники и чабаны - она ведет к перевалу Курпе-Бель (3665 м) на киргизско-китайской границе.

Переправа оказалась более чем проста – три русла шириной по три метра, глубиной тридцать сантиметров и соростью течения около метра в секунду. От юрты на противоположном берегу отделился всадник – парень подъехал к нам и предложил зайти на чай. С радостью принимаем предложение и целый час проводим в гостях у доброжелательной семьи (фото 28) из Ат-Баши, выезжающей сюда на лето пасти лошадей. Заодно узнаем у Джанибека, паренька, пригласившего нас на чай, что долина очищается от снега к началу июня и именно в мае-июне здесь максимальный уровень воды в реках.

Бросив последний взгляд в сторону реки (фото 29), с трудом взбираемся на свои транспортные средства – упитие кумысом и чаем не проходит даром. Не успели мы проехать и нескольких метров, как нас догоняет Джанибек на коне, протягивая пакет со свежим куртом – сушеным творогом из кобыльего молока. Что ж, это нам кстати!

Теперь, дорога, прямая как стрела (фото 30 ), вновь берет нас в свои объятия и мы готовы ехать и ехать. Но надвигающаяся темнота – уже семь вечера – и приближающиеся с запада свинцовые тучи (фото 31 ) заставляют свернуть на обочину в поисках подходящего места для ночевки.
Десятиминутная прогулка вдоль русла реки Аксай заканчивается успешным выбором места бивака. И вот, как только установлена палатка, начинается дождь, который прекратится только под утро. Похоже, с погодой, даже плохой, нам опять повезло.

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]