Десятый день. Каркара

 

Назад

Дни маршрута:

1 (Озерная)

2 (Чон-Кемин)

3 (Кок-Ойрык)

4 (Чолпон-Ата)

5 (Балыкчи)

6 (Озеро)

7 (Каджи-Сай)

8 (Жууку)

9 (Аксуу)

10 (Каркара)

11 (Кеген)

12 (Жаланаш)

13 (р. Чилик)

14 (Кокпек)

15 (Асы)

16 (Тургень)

 


 

пройдено 126 км; перепад высот +900м, -900м; ночевка на высоте 1800м

Утром я еще раз посещаю горячую ванну. Стоит это удовольствие 10 сомов, за которые можно проплескаться хоть пол дня. Большинство приезжающих сюда из местных жителей так и поступают, устраивая себе банный день, поэтому девушка в белом халате весьма удивилась, когда через пятнадцать минут я уже выбрался из радиоактивной купальни.
По пути в Аксу покупаем на пасеке мед – наливаем его прямо в велосипедные фляги. Мед дешев – 60 сомов за килограмм и, была бы возможность, мы взяли бы еще – оказалось, что этот продукт замечательно подходит в качестве подкормки в дороге!
После поворота в Аксу, на восток, дорога превращается в узкий ручеек асфальта, текщий между огромными рытвинами. Видимо на этом участке трасса окончательно потеряла какое-либо стратегическое значение и, что такое асфальтоукладчик, могут рассказать лишь древние аксакалы.
Потихоньку асфальтовый ручеек приводит нас в Боз-Учук – место, где заканчивается наша карта, купленная в Чолпон-Ате. Вторая имеющаяся у нас карта «работает» только с казахской границы. Кусок пути длиною почти в 60 километров предстоит проехать «в слепую». В Боз-Учуке уже чувствуется отдаленность от курортов – нет ни многочисленных кафе, ни многочисленных базарчиков вдоль трассы. Во всем поселке тольо один дом, где хозяева где хозяева держат дойную корову. Дедок, согласившись продать молока, заводит беседу «за жизнь», ругает соседей, которые, по его словам, умеют лишь воровать и продавать. Заодно выведываем у деда стратегическую информацию: как проехать в Кеген – маленький городок по другую сторону границы, на казахской территории. Здесь, рядом с Казахстаном, это название мало кого поставит в тупик и дед подробно объясняет, что на развилке на окраине аила нужно сворачивать налево.
После поворота легко катимся вниз, в долину реки Жералган. Тополинная аллея сменяется зарослями облепихи, асфальтовый ручеек становится ровнее – движение уже не настолько интенсивно, чтобы разбить этот участок дороги. За сухим каналом, выложенным булыжником, трасса начинает ползти вверх – на северную сторону долины. Через пару километров дорога окончательно превращается в грунтовку, ведущую в поселок Ак-Чий – тихий аил уже почти без признаков цивилизации, за исключением маленького магазина. Еще час – и мы выезжаем на окраину поселка Кызыл-Кия, последнего в этой долине. Очередная развилка немного смущает
- Саламат сиз! Кеген кайда? – кричу пожилой женщине у обочины.
Как правило спрашивать здесь, в глухих поселках, что-либо по русски, уже бесполезно. Жещина показывает на дорогу, уходящую налево – ага, опять налево! – к перевалу, до которого, на взгляд, четыре-пять километров.
Перед самым взлетом на перевал останавливаемся на пол-часа у пасечников, те рады общению с новыми людьми и все время проходит в беседах «за жизнь».
На перевал, Бошары – как удалось позже выяснить, мы выехали еще час спустя. После резкого подъема за пасекой – очередная уже развилка, на которой, недолго думая едем налево, не нарушая устоявшуюся за день традицию. Отменная погода сопутствует нам и, перед спуском, хочется подольше насладиться видом, отккрывающимся сверху. Вдали, на юго-востоке, видны горы Кар-Кара на границе с Казахстаном, а внизу в долине сверкают голубым отражением вечернего небаразливы реки Тюп.
Начинается спуск серпантином, выводящим через несколько километров к мосту. Увы, летние паводки поработали и здесь, на спокойном с виду Тюпе и нам пришлось совершать отработанную пару ходок, перетаскивая свой транспорт. Благо, вода оказалась не очень холодной, да и глубина немногим выше колена.
Смытый селем мост выводил к экологическому посту, стоящему на трассе Кар-Кара – Тюп. Хотя само название «трасса» не совсем применимо к этому участку пути, представляющему просто хорошую грунтовку, нам было чему радоваться после изрытого руьями участка «Бошары – экологический пост». До границы, по расспросам обитателей поста, еще километров двадцать – мы пролетаем «на ура» это расстояние, окруженные золотистыми снопами сена на склонах, и выискивающими добычу огромными орлами.
Если где и стоило останавливаться на ночь, так это перед поворотом на пост. Здесь есть несколько кибиток, хозяева которых могут не только предложить нехитрый стол, но и расположить на ночлег. Кроме этого, восточнее дороги есть и небольшой отщелок с ручьем и хвойным лесом. Тем не менее, было только пять часов и развевающиеся флажки впереди навязчиво предлагали решить пограничный вопрос сегодня.
- Ну что, документы в порядке? – широко улыбаясь, спрашивал таможенник киргизской стороны, попутно открывая ворота, - Да? Ну езжайте. Покажите только, если есть, какой-нибудь. Мало-ли..
Даже не доставая паспорта, показываем маршрутный листок питерской «Федерации путешественников» и подкатываем к казахскому посту. Пол-часа уходят в разговорах с прапорщиком погранвойск, не решающемся пропустить нас, «пока не посмотрит таможня». «Таможня» же в полном составе играет в футбол, не обращая на скопившуюся у поста вереницу машин никакого внимания. Иду на «разборки» с футболистами, которые заканчиваются не самыми вежливыми обещаниями скоро вернуться к службе.
- Ты чо, не видишь, у нас игра! Через десять минут закончим.
Через десять минут разговаривать идет Денис, а я слушаю сетования киргизов - владельцев 412-го, везущих продавать смородину и абрикосы. Они уже два часа ждут, пока «закончится игра». Пока я раздумываю над перспективой написания заявления в Таможенный комитет, возвращается Денис и, похоже, завершается матч на кубок таможни.
- Аа, российская федерация.. - цедит сквозь зубы мытарь в погонах лейтенанта и машет рукой – Езжайте.
На казахстанской стороне дорога одевает асфальтовый панцирь, изрядно, впрочем, обветшавший. Солнце уже зашло за склон и, проехав три с половиной километра, мы сворачиваем вправо к реке Кар-Кара. До речки недалеко – около трехсот метров и, перебравшись через теплый, поросший эдельвейсами луг, подходим к руслу. Без труда перейдя на правый берег, течение тут умеренное, устраиваем бивак среди молодого ивняка.

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]