Назад
Дни маршрута:
1 (Озерная)
2 (Чон-Кемин)
3 (Кок-Ойрык)
4 (Чолпон-Ата)
5 (Балыкчи)
6 (Озеро)
7 (Каджи-Сай)
8 (Жууку)
9 (Аксуу)
10 (Каркара)
11 (Кеген)
12 (Жаланаш)
13 (р. Чилик)
14 (Кокпек)
15 (Асы)
16 (Тургень)
|
|
пройдено 80 км; перепад
высот +200м, -900м; ночевка на высоте 1200м
Сегодня позволяем себе отоспаться до восьми часов и,
дождавшись солнечных лучей, не спеша собраться. К девяти часам, выбравшись
к дороге у фермы, начинаем подъем, когда около нас тормозит серенький
412-й. Водитель, выйдя из машины, здоровается, потом начинает задавать
невнятные вопросы, вроде «вы где живете» и «что здесь делаете». Видать,
наше режущее глаз сходство с афганскими контрабандистами, так растревожило
бдительного селянина, что после очередного моего встречного «а вы?», он,
со словами «миграционная полиция! Операция Мигрант!», разворачивает перед
нами «корку» и просит показать наши документы. Чуть ли не смеясь, я достаю
маршрутный листок питерской «Федерации Путешественников». Наш «проверяющий»,
судя по всему тоже видит комичность ситуации, быстро пробегает глазами
по тексту, затем желает счастливого пути и на этом мы расстаемся.
Через час я «наслаждаюсь» очередным спуском к притоку Чарына – Шет-Мерке.
Дорога больше напоминает русло реки с «растущими» из песчаного «дна» булыжниками.
Семь километров в час – предельная скорость, которую я могу себе позволить
своему «гибриду», горный же велосипед Дениса мелькает уже где-то впереди.
Снова набрав высоту, оказываемся на довольно ровном просторном плато,
среди сенокосов и пастбищ. Справа остается старое мусульманское кладбище,
а на дороге появляются первые признаки старого асфальтового покрытия.
Еще пара километров непонятной смеси асфальта и грунта и перед нами прямой
пятикилометровый участок дороги до поселка Жаланаш.
Первым делом решаем найти базар и закупить продуктов.
- Эй, мальчик, где здесь рынок? – кричит Денис пареньку у забора. Тот
молчит.
- Салам, бала! Базар кайда? – пытаюсь спросить я.
Мальчик машет рукой вверх, вдоль центральной улицы.
Минут пятнадцать неспешно пилим вверх. Справа почтовое отделение без признаков
жизни, а еще через квартал – поворот к местному рынку. Десяток лотков
в закутке тридцать на сорок метров - и весь базар. Ассортимент состоит
из арбузов, дынь и печенья. Пытаюсь узнать, продает ли кто молоко, но
все пожимают плечами. Тут же крутится стайка пацанов, которым явно интересны
наши велосипеды. Подбегают, щебечут что-то по-казахски, по обрывкам слов
я понимаю, что они спрашивают, что мы ищем.
- Сут барма? – спрашиваю я. Откуда-то появляется еще один пацаненок, русской
внешности.
- Вам молоко нужно? – осторожно спрашивает.
- Да, - говорю я – тебя как звать?
- Денис – говорит пацан и начинает переводить наш диалог своим ровесникам.
Полиглот.
В результате маленький Денис дает мне в сопровождение одного из своих
друзей – тот должен показать, где можно купить молоко. Приходим в магазин,
в котором продавщица предлагает разве что концентрированное молоко в железной
банке.
- А свежее молоко кто-нибудь продает – спрашиваю.
- Не, корову никто не держит. Нету молока. – говорит девушка за прилавком.
Ограничившись покупкой пары сардин в масле и нескольких пачек печенья,
выходим из магазина и направляемся в кафе на противоположной стороне дороги.
Пацаны все еще крутятся рядом, Дениска предлагает постеречь велосипеды.
- Денежку дадите? – заглядывает в глаза и, получив положительный ответ,
переключается на перевод для других.
Огромный пустой зал кафе говорит о том, что пришли мы, по видимому, зря.
Хотя нет, вот появляется женщина с кухни и предлагает нам яичницу и чай
с молоком.
Позавтракав таким образом, выходим на улицу – наших «сторожей» уже не
видать, а на моем рюкзаке расстегнут карман и торчит кусок пакета. Впрочем,
«инвентаризация» показывает, что ничего не пропало и через пару минут
мы потихоньку катим вниз.
В двадцати-двадцатипяти километрах на север виднеется невысокий сухой
хребет Торайгыр, у которого, на разных берегах реки Чилик, находятся два
аула – Алгабас и Жанаталап. На нашей же карте отмечена грунтовка, идущая
от второго поселка к Бартогайскому водохранилищу, по которой мы и собираемся
проехать.
Километром ниже Жаланаша дорога раздваивается – основная трасса уходит
направо, по центру долины. Налево же, мимо старой зерносушилки – довольно
гладкая грунтовка, петляющая рядом с высоковольтной ЛЭП. На одном из поворотов
Дениса заносит и он картинно валится с велосипеда. Тут я думаю, что горный
велосипед – это, конечно же хорошо, но переоценка его возможностей до
добра не доведет.
Таким образом мы срезаем довольно ощутимый участок трассы между Жаланашем
и Жанаталапом и, через час, миновав живописные скальные ворота, оказываемся
у берега реки Чилик, рядом с поселком.
Попетляв минут тридцать между заборами, мы подъехали к участку асфальтовой
дороги, идужей из долины Жаланнаш к Алгабасу. Автомобильный мост оказался
смыт селем, что слегка расстроило – запасной вариант нитки маршрута «Жанаталап-Алгабас-Сарытау-Урочище
Асы» оказывается для нас закрыт. Перейти Чилик на этом уровне не представляется
возможным – даже местные жители, верхом на конях, не решаются подойти
к воде.
Что ж, изучив еще немного карту, выдвинулись на север, вдоль реки. Однако,
через семь километров дорога, нырнув в лиственный лес к реке, закончилась.
Зато начался дождь и, растянув между кустами облепихи тент от палатки,
готовим обед и думаем как быть дальше. Решаю идти вниз на разведку, она
оказывается недолгой – впереди начинаются прижимы и становится совершенно
ясно, что никакой дороги к Бартогаю здесь нет. Судя по всему, топографы,
не без участия номерных отделов, «постарались».
Вернувшись назад, к подножию хребта, еще раз всматриваемся в заросшие
травой склоны и обнаруживаем старую колею. Ехать назад, к Чарыну, чтобы
обогнуть горы Торайгыр с востока, уже поздно, поэтому решаем предпринять
еще одну попытку найти прямую дорогу до Бартогая – пятнадцать километров
против семидесяти по трассе – все-таки мотив. Через пол-часа становится
очевидно, что мы ошиблись второй раз, но конные тропки, по которым мы
взбираемся наверх, толкая велосипеды перед собой, вполне пригодны и для
нашего двухколесного транспорта. Тем не менее, направление тропок опять
понемногу расходится с картой и, спустившись в лесок у реки, решаем остановиться
на ночлег. К этому времени у Дениса начинает травить заднее колесо – виноваты
облепиховые заросли на месте нашего обеда – и вариантов совсем не остается.
Тем не менее, мы оказываемся в совершенно замечательном месте, отрезанном
от цивилизации со всех сторон, на берегу реки, среди посвистываний уларов
и шорохов фазанов неподалеку. Ходить за водой к приходится вдвоем - пока
один набирает котелком мутную жидкость, другой держит его за руку – падение
в бурлящий поток, похоже не оставляет больших шансов на выживание.
>>> Дальше |