Тринадцатый день. Долина Жаланаш. Кокпек

 

Назад

Дни маршрута:

1 (Озерная)

2 (Чон-Кемин)

3 (Кок-Ойрык)

4 (Чолпон-Ата)

5 (Балыкчи)

6 (Озеро)

7 (Каджи-Сай)

8 (Жууку)

9 (Аксуу)

10 (Каркара)

11 (Кеген)

12 (Жаланаш)

13 (р. Чилик)

14 (Кокпек)

15 (Асы)

16 (Тургень)

 


 

пройдено 90 км; перепад высот +400м, -900м; ночевка на высоте 1600м

Выползая из палатки, опять отлавливаю на руке присосавшегося клеща, которого, вытащив, отправляю в баночку из под фотопленки, для алма-атинской санэпидстанции. Заклеенная вечером камера обнаруживает «течь» в виде не найденной вчера еще одной дырки, а запасная оказывается в таком же состоянии. Приходится клеить ее китайским «суперклеем», надеясь, что протянем на такой заплатке по крайней мере до трассы. Все же этот клей не отличается эластичностью, однако на этой камере Денис благополучно проехал еще несколько дней до конца маршрута.
До полудня решаем провести еще одну разведку и, оставив велосипеды прямо на склоне, благо ожидать чьего-либо появления здесь не приходилось, поднимаемся по одному из отщелков. Многочисленные стаи куропаток, зайцы, выскакивающие из-за камней и лениво уползающие щитомордники – и опять никаких намеков на дорогу. Приходиться, в буквальном смысле слова взвалив велосипеды на спину, возвращаться в Жаналатап. Теперь нам предстояло проехать 40 километров на северо-восток, к каньону Чарына, а затем еще 30 – на запад через перевал на востоке хребта Торайгыр к аулу Кокпек, где можно будет пополнить запасы продуктов и воды.
Ехать трудно – начинает портиться погода, а сильные боковые порывы ветра практически сносят с дороги, к тому же начинает идти дождь. Через несколько минут мы полностью намокаем слева, оставаясь сухими справа – капли летят практически параллельно земле, колеса катятся через ручейки воды, поперек дороги, как снежная поземка.
Долина Жаланаш имеет площадь порядка восьмисот квадратных километров, при этом фактически лишена каких-либо признаков леса. С юга находится невысокий – до 3500м над уровнем моря – хребет Кунгей-Ала-Тоо, с севера – сухие горы Торайгыр, наивысшая точка которых – 2400м, а на востоке находится немного более высокий отрог Кулуктау, отделяющий Жаланаш от Кегена.
У поворота к поселку Жаланаш встречаем водителя припаркованной «копейки». Спрашиваем его – можно ли проехать отсюда к Кокпеку через перевал в горах Торайгыр – на нашей десятикилометровке там значится грейдер.
- Нээ.. Нэ проедэтэ! Там дароги пачты нэт! – говорит мужик с выраженным кавказским акцентом.
Через пятнадцать километров дорога делает плавный поворот на север, ветер стихает и мы спускаемся вниз вдоль клубокого скального каньона Чарына. Слева, через каждые сто-двести метров, мелькают дзоты. Когда-то Союз активно готовился отражать натиск Китая и следы того времени ярко напоминают об этом.
На кегенской трассе вновь поднимается ветер. Теперь он стал дуть навстречу нашему движению, а дорога плавно поднимается к перевалу <…>, за которым лежит Согетинская долина. Крутить педали, двигаясь против ветра становится практически бесполезно – скорость не превышает семи километров в час, при этом усилия приходится развивать совсем неадекватные, поэтому половину подъема, около пяти километров, проходим пешком.
Надеждам спуститься с перевала в долину «с ветерком» обернулась обидной насмешкой погоды. На спуске крутизной 10% специально перехожу в режим «свободного качения» и слежу за скоростью – на спидометре замирает цифра «3». Но настоящие проблемы начинаются в долине, где уклон сходит на нет и на оставшиеся 20 километров у нас уходит почти полтора часа остервенелой пилежки против ветра.
В Кокпеке – маленьком поселке на краю Согетинской долины - две чайханы и маленький импровизированный базарчик, состоящий из двух лотков с арбузами и пивом-печеньем. Решив, что на сегодня прошли достаточно, ужинаем, я покупаю арбуз, а Денис берет немного продуктов не предстоящие три дня «автономки».
Сразу за аулом – поворот налево к Бартогаю. Проехав еще пару километров, сворачиваем с трассы направо и, по пологому травянистому склону отъезжаем в глубь подступающих отрогов гор Согети. Место для ночевки оказывается неплохим – нас совсем не видно с дороги и поселка, а из палатки открывается отличный вид – вступающий ввысь хребет Торайгыр на восточной стороне долины и огромная луна, только начинающая подниматься над горами.

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]