Пятнадцатый день. Перевал Асы

 

Назад

Дни маршрута:

1 (Озерная)

2 (Чон-Кемин)

3 (Кок-Ойрык)

4 (Чолпон-Ата)

5 (Балыкчи)

6 (Озеро)

7 (Каджи-Сай)

8 (Жууку)

9 (Аксуу)

10 (Каркара)

11 (Кеген)

12 (Жаланаш)

13 (р. Чилик)

14 (Кокпек)

15 (Асы)

16 (Тургень)

 


 

пройдено 75 км; перепад высот +1000м, -1000м; ночевка на высоте 2000м


Дождавшись первых лучей солнца и еще раз пополоскавшись в реке, выступаем в путь. Впереди сорокакилометровый подъем к перевалу Асы и, хоть перепад высоты составит всего километр, монотонность подъема весьма утомительна.
В западной части долины, приютившей нас в минувшую ночь, проезжаем мимо домика лесника. На дороге шлагбаум и, ожидая денежных поборов, я беседую с хозяином дома. Нет, для нас проезд «free of charge», как выразились бы иностранные туристы. Нам желают счастливого пути и мы, спешившись, начинаем взбираться на крутой взлет. За этим первым взлетом характер подъемов-спусков становится более спокойным. Через пять километров пересекаем небольшой ручей, тут, после ивовой рощи, еще одно удачное место для ночевки.
Вскоре дорога, перебравшись на левый берег, долго петляет по огромной, тридцатикилометровой долине среди зеленых волн, бегущих по макушкам ковыля Создается ощущение не велосипедного похода, а, скорее, путешествия по зеленому горному озеру в ветреную погоду. Лишь мягкая грунтовая подстилка, уводящая вперед двухколесного друга, дает понять реальность происходящего.
К полудню достигаем одноименного с долиной перевала. Чуть выше, в двухстах метрах – фантастическим сооружением высятся купола брошенной обсерватории. Сюда так и не провели ЛЭП и электро и теплоснабжение должно было осуществляться посредством солнечных и солнечно-масляных батарей. Унылая картина никому не нужной науки в солнечной республике.
Спуск с перевала длиной пятнадцать километров проводит нас по красивейшим местам вдоль ущелья Киши-Тургень. Серебристые пороги речушки и крутые скальные склоны, местами нависающие над дорогой – один из самых красивых участков на всем маршруте.
У слияния Киши и Чон-Тургеня начинается асфальт, а на берегу реки одна за одной вырастают недешевые кафе-палатки – ущелье в последние годы превратились в довольно популярное место отдыха алмаатинцев. Вторжение цивилизации в эти места крайне негативно сказалось на экологии – массы мусора на обочинах и активная застройка долины ярко контрастируют с обликом урочища десятилетней давности.
Мы же, оставив спуск к цивилизации на следующий день, сворачиваем в ущелье Чон-Тургень, где, в пятнадцати километрах от развилки находится пятидесятиметровый водопад. Миновав шлагбаум с табличкой, поведавшей о недопустимости въезда сюда на автотранспорте, попадаем на прохладную лесистую дорогу, заросшую по обочинам кстами дикой малины и шиповника. У поворота – еще одна табличка, информирующая о том, что мы находимся на территории заповедника «Чон-Тургенские ельники». Здесь, под пятидесятисантиметровым слоем мха на склонах, находится вечная мерзлота, объясняющая непривычно чахлый вид тянь-шаньских елей и невысокую температуру у поверхности почвы.
Перед поворотом к водопаду – развилка. Стремительно темнеет и мы спешно начинаем искать место для стоянки, для чего приходится перебираться вброд через приток Чон-Тургеня, образующий выше водопад. Полчаса хождений между кучами обрывков газет и пустых пластиковых бутылок не внушают радости, а попытки углубиться в лес обнаруживают или отсутствие горизонтальных площадок или же глубокий влажный мох, скрывающий, как предупреждала табличка, вечную мерзлоту. Приходится вновь лезть в холодную воду, перебираясь еще и через Чон-Тургень. Импровизированный мост из бетонных труб смыт и на левом берегу нет следов отдыхающих в виде куч мусора и исхоженных троп. Только заросшая колея, уходящая в верховья ущелья, напоминает о том, что и тут была проезжая дорога.
Как ни заманчиво было бы проехать по брошенной грунтовке подальше вверх, останавливаемся в полукилометре от брода – уже совсем темно. Под место для бивака вполне подходит сама дорога, благо шансы встретить недоброжелателей здесь отсутствуют напрочь, западный склон сух и прогрет, да и не возникает проблем с поиском ровного участка для палатки.

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]