Назад
Дни маршрута:
1 (Озерная)
2 (Чон-Кемин)
3 (Кок-Ойрык)
4 (Чолпон-Ата)
5 (Балыкчи)
6 (Озеро)
7 (Каджи-Сай)
8 (Жууку)
9 (Аксуу)
10 (Каркара)
11 (Кеген)
12 (Жаланаш)
13 (р. Чилик)
14 (Кокпек)
15 (Асы)
16 (Тургень)
|
|
пройдено 95 км; перепад
высот: +200м -300м; ночевка на высоте 1700м.
Попрощавшись с гостеприимной семьей, отправляемся в
дорогу. Нам нужно доехать до поселка Рыбачий-Балыкчи, расположенного на
западном берегу Иссык-Куля, и выехать на южный берег озера. Около Балыкчи
и в самом городе Сергей останавливаться не рекомендовал, да и раньше,
от других туристов мы слышали о не лучших нравах определенной части населения
этого городка. Поев в придорожном кафе – нам предложили «ашлян-фу» и «лагман»
- взгромождаемся на велосипеды. Опять узкая трасса, сигналящие «фуры»
и автобусы с отдыхающими то и дело сгоняют нас на обочину. В полдень сворачиваем
к берегу, чтобы отдохнуть и ополоснуться. Дорога проходит около зарослей
облепихи, и я успешно прокалываю заднее колесо. Постепенно асфальтовая
змейка все больше отдаляется от гор и берега.
- Эй, остановис, отдохнем, поговорим, абрикос паеш – кричит аксакал, продающий
у обочины абрикосы – всего 40 сомов за 10-ти литровое ведро…
Вскоре прокалываю колесо, теперь переднее, подробное изучение покрышки
обнаруживает облепиховую колючку, которую, видимо, подобрал во время выезда
на пляж. Вообще поездки вне дорог, даже грунтовых, часто чреваты в этих
местах проколами. Кроме облепихи, в прибрежной зоне произрастает еще несколько
видов колючих кустарников, поэтому, отъезжая в сторону от трассы, приходится
быть внимательнее, чтобы не подцепить пару-тройку острых шипов.
Почти на всем протяжении дорога вокруг Иссык-Куля обсажена тополями. Так
и едем по этой аллее, перемежающейся поселками и относительно безжизненными
долинами, поросшими зарослями эфедры. Кусты просто усыпаны плодами желтого,
красного, оранжевого цветов, невероятно оживляя пестрыми пятнами окружающий
степной пейзаж.
Перед въездом в Балыкчи - несколько юрт, где можно поесть. Такие чайханы
встречаются в большинстве больших аилов. За десять сомов симпатичная девушка-киргизка
приносит нам огромный литровый чайник с чаем, но перед этим мы поедаем
привычный уже ашлян-фу и лагман. Довольно плотный обед обходится нам в
семьдесят сомов, и выползать из-за стола приходится только потому, что
уже пять часов, а до наступления темноты, к восьми, хорошо бы встать на
стоянку. Балыкчи – приземистый и неяркий одноэтажный городок. Впрочем,
впечатление усугубилось под влиянием начавшей портиться погоды, что только
крепче заставило нажимать на педали. Останавливаемся около автовокзала,
чтобы купить сахар и пару лепешек. Побродив немного среди лотков с рыбой
и фруктами, возвращаемся к кольцу, от которого основная дорога уходит
через Боомское ущелье в Бишкек. Свернув налево, мы уходим от основного
потока машин, курсирующих между Бишкеком и курортами северного побережья.
Еще через два с половиной километра – развилка. На столбе огромный плакат
с улыбающимся рабочим на фоне знаменитого в Киргизии золотого рудника
Кумтор. Из-за столба, поворачивая, появляется занимающий почти всю дорогу
грузовик. Грохот пустых контейнеров, пыль, ветер – мы съезжаем на обочину,
чтобы не угодить под колеса золотоносной машины. Еще поворот налево –
все, фактически мы уже на южном берегу Иссык-Куля!
Первые же километры по этой трассе радуют – здесь очень мало машин. Не
чаще, чем раз в пять – десять минут нас обгоняет король здешних дорог,
«Москвич 412», да еще кто-нибудь проезжает навстречу. Справа, в десяти-двенадцати
километрах, возвышаются увешанные неподвижными серыми облаками горы, а
наш путь идет через низину, представляющую настоящее болото с камышами
и трясиной. Уже восьмой час, но останавливаться совершенно негде. Влажный
западный ветер дует в спину, ехать легко, спидометр показывает 30 км/ч
и через несколько километров болото вокруг нас сменяется непривлекательным
степным пейзажем, еще через восемь сотен метров справа и слева от дороги
вырастают тополя, а впереди загораются огоньки аула «Ак-Олен». Поскольку
фляги и у меня и у Дениса давно опустели, скважина у дороги оказывается
очень кстати. Вокруг тихо и никого нет. Через поля по правую сторону от
дороги чабан гонит баранов. Интересно, что слева полей нет - на песчаной
почве растет какой-то дикий кустарник и камыши.
Вскоре становится темно, в тучах над горами угрожающе поблескивают грозовые
разряды и, после недолгих споров, мы сворачиваем налево, в сторону побережья,
чтобы остановиться на ночлег. Берег находится достаточно далеко – примерно
в трех с половиной километрах, поэтому рассчитываем на сухой ужин и подъем
пораньше. Отогнав велосипеды на пару сотен метров от дороги, останавливаемся
и осматриваемся. Я насчитываю три разных вида колючих кустарников под
ногами, а Денис обращает внимание на множественные маленькие норки в песке.
- Наверное, осы, - говорю я.
- Осы спят – парирует Денис и уходит куда-то в камыши.
Я топчусь на месте, не решаясь доставать палатку и ожидая нападения кусачих
насекомых. Долго ждать не приходится и я, подпрыгивая, хлопаю себя по
животу, пытаясь прибить источник зловещего жужжания. На песок выпадает
убитая оса. Приходит Денис.
- Вот, смотри – показываю добычу. Денис, не успев открыть рот, тут же
начинает крутиться и бить себя по спине…
Покусанные, бредем обратно к дороге, по пути обсуждая варианты ночлега.
Хорошо бы проехать аил «Отук», до него еще три-четыре километра – всего
ничего, но, взобравшись на седло, понимаю, что ехать придется «пешком».
Вообще, в этих местах даже пешком – но надо ехать. Такая терминология
у местного населения. Как-то, придя пешком, с рюкзаками за плечами на
Иссык-Куль, разговорились с аксакалом в горах.
– Откуда едете? – все спрашивал он, а мы долго не могли понять, почему
он и другие встречные никогда не употребляют глагол «идти». А потом привыкли.
Теперь же мы едем пешком в буквальном смысле. Чертовы колючки продрали
мне заднее колесо, а запасная камера еще не проклеилась с прошлого, сегодняшнего
прокола.
Денис улыбается.
- Видишь, - говорит он, - у кроссовых велосипедов слабые покрышки, то
ли дело у горных! Через пару минут я обращаю внимание на спускающее переднее
колесо горного байка своего друга. Удрученный, он слезает с седла и, понурый,
тоже идет пешком. Понимая, что «Отук» нам сегодня «не светит», сворачиваем
к горам, к люцерновым полям в сотне метров от трассы. Дорога отгорожена
от нас высокими камышами – перспектива «светиться» не тревожит и, кроме
того, есть хорошие площадки для палатки прямо на грунтовке, идущей вдоль
поля. Начинается мелкий дождик и мы, быстро разбортовав колеса, забираемся
в палатку.
>>> Дальше |