Назад
Дни маршрута:
1 (Озерная)
2 (Чон-Кемин)
3 (Кок-Ойрык)
4 (Чолпон-Ата)
5 (Балыкчи)
6 (Озеро)
7 (Каджи-Сай)
8 (Жууку)
9 (Аксуу)
10 (Каркара)
11 (Кеген)
12 (Жаланаш)
13 (р. Чилик)
14 (Кокпек)
15 (Асы)
16 (Тургень)
|
|
пройдено 80 км; перепад
высот +400м, -420м; ночевка на высоте 1610м.
Странно, что за ночь ветер не унес палатку. Дождь еще продолжался
и я пошел купаться – когда еще доведется покачаться на волнах. Темно-серое
небо на западе не обещало на нынешний день ничего хорошего. Так и вышло
– взявшись подкачивать слегка спустившее колесо, я теряю важную деталь
насоса, без которой он превращается просто в кусок алюминиевой трубы.
На самом деле это превращение началось еще днем раньше – у чудесного насоса
«SKS» лопнул пластмассовый фланец, через который травил воздух. Теперь
мы остались и вовсе без насоса…
Покупаем у хранительницы шлагбаума свежего молока, наливая его во фляги
вместо воды. В сочетании с сухим «соевым мясом» - это наш завтрак. Основные
наши запасы еды – рис и соевое мясо уже достаточно набили оскомину и цельное
молоко, которое удается прикупить у местных жителей – неплохая прибавка
к рациону.
Пока едем вверх, чуть не сворачиваем шеи, разглядывая окружающие красоты.
Песчаные горы, спускающиеся здесь к берегу, состоят из тысяч небольших
сопок, зеленого, розового, желтого, серого цветов. Прикусываю губы, думая,
о том, что хорошо бы вернуться сюда к вечеру погожего дня, когда краски
будут стократно усилены лучами заката. Слева и справа – четырехметровые
стены камыша – мы находимся в пойме реки и растительность здесь по тропически
буйная. Усиливается дождик, и глина с дороги стремительно переходит на
колеса велосипедов, огромными комьями налипая на перьях вилок. Колеса
клинит и через пол сотни метров мы уже просто волочим свой транспорт по
практически ровной дороге. Понятно, что деваться некуда – бросаем все
под ближайшей акацией, снимаем рюкзаки и идем к реке отмывать глину. Битый
час уходит на отмывку велосипедов, еще час ждем, пока стихнет дождь, так
как повторить эксперимент желания не возникает ни у меня, ни у Дениса.
К полудню добираемся до трассы. Начавшийся вновь дождь – ха-ха – теперь
не угрожает застопорить колеса, но камера у меня на велосипеде продолжает
травить. Глядя на проезжающий мимо рейсовый автобус, начинаю подумывать
о завершении путешествия – сломанный насос, дождь, монотонный подъем на
перевал никак не способствуют бодрому настроению. Ловлю 412-й. Водитель-аксакал
долго не может понять, что мне нужен насос – подкачать колесо, а когда
наконец «въезжает» в суть проблемы – широко улыбается и достает из багажника
поршень автомобильного насоса. Впрочем, отчаиваться было рано - покопавшись
немного, старик извлекает остальные детали и, вскоре, мы достигаем перевала.
Обедаем в юрте на перевале, попутно я узнаю у хозяйки перевод названия
этого места. «Кескен-Бел» с киргизского – вязаное седло. Действительно,
отрог, через который проходит трасса, издалека выглядит, как пестрый шерстяной
носок – песчаные сопки нитями переплетаются в его очертаниях.
После крутого спуска долго едем по зеленой долине вдоль гор. Иссык-Куль
не виден – он в десяти километрах, к тому же за сопками. Горы справа –
отроги хребта Терскеей-Алатау, подступают совсем близко. Во все ущелья,
минуем их через каждые пять-пятнадцать километров, уходят дороги. Эти
ущелья – один из прекрасных вариантов остановиться на ночевку – можно
достаточно удалиться от населенных пунктов, и, кроме того, посетить живописнейшие
места. Да и с пресной водой, что немаловажно, не возникнет проблем.
Миновав аил «Торт-Куль», в переводе «Четыре Озера», во всем спектре знакомимся
с отношением населения к туристам. Дети восхищены, приветственно машут
руками, аксакалы и женщины снисходительно улыбаются, а парни двадцати-тридцати
лет презрительно-надменно пшикают, матерятся и, выражаясь официальным
языком, создают ситуации, провоцирующие ДТП. Делаем вывод, что Торт-Куль
– не лучшее место для остановок, решая доехать до поселка Каджи-Сай –
до него еще двадцать километров. Через пятнадцать минут проезжаем село
Боконбаево, дорога поворачивает налево вниз к берегу. На бутылочном стекле
режу переднее колесо – повторяется сцена с 412-м, стариком и насосом.
Плохо, что заднее колесо травит все сильнее – как бы не остановиться опять
у самой дороги! Из кусочков запасных спиц я скручиваю некое подобие потерянной
детали от насоса – сотня качков на каждые пять километров - и мы победно
въезжаем в Каджи-Сай. Основная часть поселка находится парой километров
ближе к горам, но здесь, у трассы, тоже дома и хозяйственные постройки,
на одной из которых красуется надпись «вулканизация». Вулканизация оказывается
весьма кстати, а в пансионате через дорогу «Алтын Жээк» удается пообщаться
с директором и поставить палатку на самом берегу. Тут же, в столовой пансионата,
договариваемся об ужине, но обещанные поваром два часа тянутся так долго,
что мы успеваем посетить чайхану, расположенную в сотне метров, и вдоволь
насладиться восхитительным закатом.
В плане вечеров южное побережье выгодно отличается от северного, на котором
закат не виден – солнце просто садится за горы северо-западнее берега.
Поэтому хочется растянуть эти часы пребывания в местечке, где кирпично-красные
отроги Терскея спускаются в воду Иссык-Куля, словно догоняя уходящий в
озеро оранжевый шар.
>>> Дальше |