Назад
Дни маршрута:
1 (Озерная)
2 (Чон-Кемин)
3 (Кок-Ойрык)
4 (Чолпон-Ата)
5 (Балыкчи)
6 (Озеро)
7 (Каджи-Сай)
8 (Жууку)
9 (Аксуу)
10 (Каркара)
11 (Кеген)
12 (Жаланаш)
13 (р. Чилик)
14 (Кокпек)
15 (Асы)
16 (Тургень)
|
|
пройдено 40 км; перепад
высот: +700м, -900м; ночевка на высоте 2900м.
Утром, продрав глаза, снимаю с руки присосавшегося клеща.
Эх, надо было сделать прививку - крутится мысль в голове. Процент клещей,
зараженных энцефалитом, не так уж и велик, но удивляет их активность в
это время – обычно в августе-сентябре этих тварей можно уже не опасаться.
Река утихла, но не так сильно, как хотелось. Иные ледниковые реки к утру
исчезают вовсе, при том, что вечером практически непреодолимы, но река
Озерная не из тех и брод решаем проходить в паре. Я становлюсь ниже по
течению, Денис – выше, велосипед – между нами. Его приходится поднимать
возможно выше над водой, иначе сопротивление потока начинает работать
против нас. Получается довольно устойчивая к течению «конструкция», которую
мы с успехом использовали и в дальнейшем – бродов впереди оказалось немало.
Пять минут - и велосипеды перенесены, отогреты ноги и, под яркими лучами
утреннего солнца, крутим педали, поднимаясь к нашему первому перевалу.
Перевал Озерный, высотой 3520 метров, расположен на водораздельном хребте
Заилийский Алатау, по которому проходит граница Казахстана и Киргизии.
Еще в советские времена сюда пробили грунтовую дорогу от Большого Алмаатинского
озера. Дорога постепенно приходила в упадок, а расчищать и обслуживать
ее больше никому не довелось. Да и что было делать с дорогой, ведущей
в «никуда» - оканчиваясь на межреспубликанской границе, она использовалась
лишь чабанами, да и те как-то незаметно сгинули отсюда вместе с резким
падением поголовья скота. Но 2000-м году киргизы пробивают сюда дорогу
со своей стороны. Нельзя сказать, что дорога оказалась так уж хороша,
но для проезда на джипе и велосипеде – вполне на уровне.
Примерно к 11-ти часам мы на перевале. Часть подъемов уже не едем, а катим
«велики» рядом с собой. Зато катиться вниз, по ровной и гладкой грунтовке
среди альпийских лужаек, окруженных ледниками - одно удовольствие. Через
час спускаемся в долину реки Чон-Кемин. Денис успел проколоть на острых
камнях осыпей колесо и мы впервые занимаемся ремонтом. Меняя камеру, любуюсь
ледниками в конце долины. Там, примерно в 8-ми километрах от ущелья Кель-Алматы,
где мы расположились, находится красивейшее озеро Жасыл-Коль, холодное,
как лед и синее, как небо над окружающими вершинами. Однако мы спешим
в другую сторону - к ущелью Орто-Кой-Су, верховья которого замыкает перевал
Кок-Ойрык, открывающий дорогу на северный берег жемчужины Киргизии – озеру
Иссык-Куль. До поворота в Орто-Кой-Су от ручья Кель-Алматы примерно 20
километров, которые проезжаем за два часа. Дорога здесь – это просто снятый
бульдозером слой дерна, обнаженные булыжники отдают в руки и не дают развить
достаточную скорость. Перед колесом, отвлекая от гнезда, бежит птичка.
Бежит быстро. Восемь, нет – все десять км в час. Бежит долго, чуть ли
не целый километр.
Мост через Чон-Кемин – весьма хлипкое сооружение для той реки, через которую
переброшен. Каждый год его смывает паводком, потом его устанавливают вновь.
Находится переправа примерно в пяти километрах ниже впадения в Чон-Кемин
ручья Туюк-Алматы, стекающего с Озерного перевала. Перейти в этом месте
вброд хоть и возможно, но, все же, проблематично и опасно. Нам повезло
– буквально неделей позже этого мостка уже не было.
Теперь мы едем по левому берегу Чон-Кемина. Огромная долина, протянувшаяся
строго с запада на восток практически целый день освещена солнцем и весьма
располагает к организации здесь биваков и дневок. Леса нет, он появится
гораздо ниже, а окружающие альпийские луга строгие снежные вершины добавляют
строгости пейзажу. Днем температура в средней части долины редко поднимается
выше 15 градусов и это в самые жаркие дни. Но, так как воздух тут очень
сух, то можно сказать, что стоит настоящая жара, и мы позволяем себе раздеться
и позагорать.
Еще пара километров от моста - грунтовка перерезана стекающей с северных
склонов Кунгей-Алатау достаточно бурной рекой. Уже третий час и талые
воды, наполнившие Тортчи-Кой-Су, усложняют переправу. Импровизированный
мостик из двух цементных труб похоже давно смыт и, надев сменную обувь,
взятую специально для бродов, лезем в ледяной поток. Разлив в этом месте
широк и брод не представляет опасности, а освежиться после долгого спуска
с Озерного не помешает. На обед останавливаться не решаемся – вода уж
слишком мутная, зато у одного из ручьев, пятью километрами ниже, устраиваем
часовой привал. Снова долгий-долгий, но некрутой – практически все время
приходится крутить педали – спуск. Пересекаем еще одну речку, Северную
Чон-Кой-Су, а затем взбираемся на большую и холмистую морену с первыми
елками. Напротив, на южном склоне Заилийского Алатау, ущелье Кекель-Булак,
замыкает которое перевал, ведущий в Аксайское ущелье, что на западе от
Алма-Аты. Впрочем, перевал этот годится лишь для пешего туризма, хотя
сам Аксай проходим для велосипеда практически на всем своем протяжении.
Несколько километров размытой оползнями дороги, забирающейся на крутой
травянистый склон и вот поворот в ущелье Орто-Кой-Су, которое выведет
нас на следующий день к Иссык-Кулю. Чуть выше слияния реки с Чон-Кемином
– неплохие места для стоянки, напротив безымянного притока на левой стороне
ущелья. Другой берег выглядит более привлекательным, но барахтаться в
холодной воде желания уже не возникает, хотя я, пользуясь тем, что солнце
еще высоко, успеваю искупаться.
>>> Дальше |