Второй день. Перевал Озерный. Чон-Кемин.

 

Назад

Дни маршрута:

1 (Озерная)

2 (Чон-Кемин)

3 (Кок-Ойрык)

4 (Чолпон-Ата)

5 (Балыкчи)

6 (Озеро)

7 (Каджи-Сай)

8 (Жууку)

9 (Аксуу)

10 (Каркара)

11 (Кеген)

12 (Жаланаш)

13 (р. Чилик)

14 (Кокпек)

15 (Асы)

16 (Тургень)

 


 

пройдено 40 км; перепад высот: +700м, -900м; ночевка на высоте 2900м.

Утром, продрав глаза, снимаю с руки присосавшегося клеща. Эх, надо было сделать прививку - крутится мысль в голове. Процент клещей, зараженных энцефалитом, не так уж и велик, но удивляет их активность в это время – обычно в августе-сентябре этих тварей можно уже не опасаться.
Река утихла, но не так сильно, как хотелось. Иные ледниковые реки к утру исчезают вовсе, при том, что вечером практически непреодолимы, но река Озерная не из тех и брод решаем проходить в паре. Я становлюсь ниже по течению, Денис – выше, велосипед – между нами. Его приходится поднимать возможно выше над водой, иначе сопротивление потока начинает работать против нас. Получается довольно устойчивая к течению «конструкция», которую мы с успехом использовали и в дальнейшем – бродов впереди оказалось немало. Пять минут - и велосипеды перенесены, отогреты ноги и, под яркими лучами утреннего солнца, крутим педали, поднимаясь к нашему первому перевалу. Перевал Озерный, высотой 3520 метров, расположен на водораздельном хребте Заилийский Алатау, по которому проходит граница Казахстана и Киргизии. Еще в советские времена сюда пробили грунтовую дорогу от Большого Алмаатинского озера. Дорога постепенно приходила в упадок, а расчищать и обслуживать ее больше никому не довелось. Да и что было делать с дорогой, ведущей в «никуда» - оканчиваясь на межреспубликанской границе, она использовалась лишь чабанами, да и те как-то незаметно сгинули отсюда вместе с резким падением поголовья скота. Но 2000-м году киргизы пробивают сюда дорогу со своей стороны. Нельзя сказать, что дорога оказалась так уж хороша, но для проезда на джипе и велосипеде – вполне на уровне.
Примерно к 11-ти часам мы на перевале. Часть подъемов уже не едем, а катим «велики» рядом с собой. Зато катиться вниз, по ровной и гладкой грунтовке среди альпийских лужаек, окруженных ледниками - одно удовольствие. Через час спускаемся в долину реки Чон-Кемин. Денис успел проколоть на острых камнях осыпей колесо и мы впервые занимаемся ремонтом. Меняя камеру, любуюсь ледниками в конце долины. Там, примерно в 8-ми километрах от ущелья Кель-Алматы, где мы расположились, находится красивейшее озеро Жасыл-Коль, холодное, как лед и синее, как небо над окружающими вершинами. Однако мы спешим в другую сторону - к ущелью Орто-Кой-Су, верховья которого замыкает перевал Кок-Ойрык, открывающий дорогу на северный берег жемчужины Киргизии – озеру Иссык-Куль. До поворота в Орто-Кой-Су от ручья Кель-Алматы примерно 20 километров, которые проезжаем за два часа. Дорога здесь – это просто снятый бульдозером слой дерна, обнаженные булыжники отдают в руки и не дают развить достаточную скорость. Перед колесом, отвлекая от гнезда, бежит птичка. Бежит быстро. Восемь, нет – все десять км в час. Бежит долго, чуть ли не целый километр.
Мост через Чон-Кемин – весьма хлипкое сооружение для той реки, через которую переброшен. Каждый год его смывает паводком, потом его устанавливают вновь. Находится переправа примерно в пяти километрах ниже впадения в Чон-Кемин ручья Туюк-Алматы, стекающего с Озерного перевала. Перейти в этом месте вброд хоть и возможно, но, все же, проблематично и опасно. Нам повезло – буквально неделей позже этого мостка уже не было.
Теперь мы едем по левому берегу Чон-Кемина. Огромная долина, протянувшаяся строго с запада на восток практически целый день освещена солнцем и весьма располагает к организации здесь биваков и дневок. Леса нет, он появится гораздо ниже, а окружающие альпийские луга строгие снежные вершины добавляют строгости пейзажу. Днем температура в средней части долины редко поднимается выше 15 градусов и это в самые жаркие дни. Но, так как воздух тут очень сух, то можно сказать, что стоит настоящая жара, и мы позволяем себе раздеться и позагорать.
Еще пара километров от моста - грунтовка перерезана стекающей с северных склонов Кунгей-Алатау достаточно бурной рекой. Уже третий час и талые воды, наполнившие Тортчи-Кой-Су, усложняют переправу. Импровизированный мостик из двух цементных труб похоже давно смыт и, надев сменную обувь, взятую специально для бродов, лезем в ледяной поток. Разлив в этом месте широк и брод не представляет опасности, а освежиться после долгого спуска с Озерного не помешает. На обед останавливаться не решаемся – вода уж слишком мутная, зато у одного из ручьев, пятью километрами ниже, устраиваем часовой привал. Снова долгий-долгий, но некрутой – практически все время приходится крутить педали – спуск. Пересекаем еще одну речку, Северную Чон-Кой-Су, а затем взбираемся на большую и холмистую морену с первыми елками. Напротив, на южном склоне Заилийского Алатау, ущелье Кекель-Булак, замыкает которое перевал, ведущий в Аксайское ущелье, что на западе от Алма-Аты. Впрочем, перевал этот годится лишь для пешего туризма, хотя сам Аксай проходим для велосипеда практически на всем своем протяжении.
Несколько километров размытой оползнями дороги, забирающейся на крутой травянистый склон и вот поворот в ущелье Орто-Кой-Су, которое выведет нас на следующий день к Иссык-Кулю. Чуть выше слияния реки с Чон-Кемином – неплохие места для стоянки, напротив безымянного притока на левой стороне ущелья. Другой берег выглядит более привлекательным, но барахтаться в холодной воде желания уже не возникает, хотя я, пользуясь тем, что солнце еще высоко, успеваю искупаться.

>>> Дальше

[ Home | Abstract | Journey Map | Diary | Photos ]